Полный текст статьи
Печать

Согласно  статье 66  Закона «Об образовании в РФ»,  определено , что общее образование направлено на подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования, началу профессиональной деятельности. Одной из характеристик, обозначенных в ФГОС, является подготовленность обучающегося к осознанному выбору профессии и понимание им значения профессиональной деятельности для человека и общества.  И как справедливо отмечает, Чистякова С.Н., речь не идет о ранней профессионализации детей, так как педагогика уже знакома с последствиями этого феномена [1; С.2.].

Профессиональная ориентация – это система научно обоснованных и комплексно подобранных мероприятий, направленных на подготовку молодежи к осознанному выбору будущей профессии с учетом личностных особенностей, а также общего положения в стране  и регионе, текущей и перспективной ситуации на рынке труда [2; С.3]. 

Так, летом 2015 года в Университете машиностроения стартовала  программа подготовки специалистов в сфере космонавтики. Программа включала в себя изучение полного жизненного цикла по разработке и выпуску прикладных систем в сфере космонавтики (речь идет об инженерной подготовке) с упором на практическую часть. В распоряжении студентов были современные лаборатории, которые позволили им трудиться над настоящими проектами для космической отрасли уже на первом курсе. Им предстоит запустить на орбиту свой собственный спутник и изучить опыт текущих стартапов в сфере космических технологий. Стажировка и практическая деятельность обучающихся будет организована на космодромах, а также в отечественных космических корпорациях.

Изучение «Основ робототехники» в Центре технического творческого г. Якутска (ЦТТ)  создает предпосылки для социализации личности учащихся и обеспечивает возможность ее непрерывного технического образования, а освоение с помощью роботоконструкторов и компьютерных технологий – это путь школьников к современным перспективным профессиям и успешной жизни в информационном обществе. Конечно же, занятия робототехникой не приведут к тому, что все дети захотят стать программистами и  роботостроителями, инженерами, исследователями. В первую очередь занятия рассчитаны на общенаучную подготовку школьников, развитие их мышления, логики, математических способностей, исследовательских навыков.

В  ЦТТ  разработали программу «Робототехника как фактор развития инженерно-технического образования в школе». Так, опираясь на исследования Московской школы управления «СКОЛКОВО» и Агентства стратегических инициатив, построенными  отраслевыми  ими  «картами будущего»,  выявлен  спрос на новые компетенции и смоделирован образ новых профессий.

Так, в сфере робототехники и машиностроения появятся следующие профессии: проектировщик промышленной робототехники; оператор многофункциональных робототехнических комплексов; проектировщик эргономист; инженер-композитчик; проектировщик домашних роботов; проектировщик медицинских роботов; проектировщик детской робототехники; проектировщик нейроинтерфейсов по управлению роботами; [3]

      Для реализации программы «Робототехника как фактор развития инженерно-технического образования в школе» в ЦТТ провели анализ  ситуации по школам города Якутска. Так проведено исследование и анализ материально-технической базы, анкетирование преподавателей двадцати  городских школ (Диаграмма № 1).  

Диаграмма 1. Статистика робототехнического оборудования в 20 школах.

В ходе анкетирования были выявлены следующие показатели, на вопросы которые учителя школ ответили следующим образом отображено диаграммой 2.

Диаграмма 2. Статистика школ по вопросам. 

Проанализировав исходную информацию, было принято решение о планирование мероприятий и регламента их проведения. В программе на 2016 год запланировано  провести следующие мероприятия:

1)  Конкурс проектов по робототехнике RoboSpace дата проведения январь 2016 год;

2)  Открытый городской фестиваль Кубок мэра дата проведения май 2016 год;

3)  Городской отборочный турнир RoboFest апрель 2016 год;

4)  Открытый городской чемпионат школ по робототехнике май 2016 год;

Организовать курсы повышения квалификации:

  1. Международные курсы повышения квалификации. основы работы в графической среде программирования LabVIEW National Instruments LabVIEW Core 1;
  2. Курс повышения квалификации основы образовательной робототехники;
  3. Курсы организации робототехнических работ методик преподавания в Высшей школе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий и передовой лабораторной технической базы ведущих университетов РФ;
  4. Международные курсы повышения квалификации. программирование в графической среде National Instruments LabVIEW Core 2;
  5. Международные курсы повышения квалификации. системы сбора и обработки данных DAQ;

На сегодняшний день в копилке "нового" УМО "Программирование и робототехника" при "Центре технического творчества" есть первый результат работы, в январе мы провели первый городской конкурс по робототехнике «RoboSpace-2016», посвящен 55-летнему юбилею первого полета в космос человека Земли Ю.А. Гагарина. 12 апреля 2016 года вся страна будет отмечать 55-летний юбилей полета первого человека в космос – Юрия Алексеевича Гагарина. В рамках юбилейных мероприятий 21 января 2016 года проведен первый городской конкурс по робототехнике «RoboSpace».

В конкурсе приняли участие 38 учащихся города Якутска из следующих образовательных учреждений: СОШ № 5, ООШ № 6, СОШ № 26, Городская классическая гимназия, СОШ № 33, МАОУ СПЛ, Хатасская СОШ, Дворец детского творчества, Центр технического творчества, Хатасский дом детского творчества. Отрадно, что самому юному автору проекта Левину Тамиру всего 6 лет.

Работа проводилась по двум секциям: «Космос и человек» - 5 проектных работ, «Космическое моделирование и робототехника» - 15 проектных работ. Жюри отметили, что-хоть конкурс проводился в первый раз, но участники показали достаточно высокий уровень готовности. Все проекты соответствовали необходимым научным требованиям, и каждая работа имела свою особенность («изюминку»). Очень интересен был формат конкурса, когда соревновались роботы на различных программных и аппаратных платформах.  Ребята использовали роботов с автономными алгоритмами и с удаленно-управляемыми алгоритмами работы. Так же использовали материалы из подручных средств. Например, команда школы №5 создала макет «Заселение планеты Марс».

Работа по направлению образовательная робототехника в центре технического творчества ведется в кружках: «Робототехника» педагог Мухин Егор Иннокентьевич, закончил Намский педагогический колледж им. И.Е. Винокурова, "Мой первый робот" педагог Васильева Саргылана Ивановна, закончила Намское педагогическое училище и Самсонова Варвара Егоровна, закончила Якутский государственный университет.