«XXI век будет веком гуманитарных наук – или его не будет вовсе»
Клод Леви Стросс
Процессы становления, организации и изменения происходят в самых разных сферах жизни человека. Подобные метаморфозы осуществляются и в такой науке как синергетика, в которой на первый план выдвигаются взгляды о качественном изменении современной объективной реальности. Такое представление сложилось на почве преобразования «неравновесных термодинамических процессов и разрабатывалось физиками и математиками» [3:38].
Одновременно с этим возникали убеждения о том, что законы этой естественной науки имеют всеобщий характер, под ее влияние попадают также и социокультурные процессы (сюда можно отнести и «философские понимания структуры саморазвития систем» [3:28] и соотношение «порядка и хаоса» в исторической науке [3:39]), в которых «с высоты прошедших веков видна четкая система, можно даже выделить действие ритмокаскадов и когерентных взаимодействий, обусловленных синергетическими созидательными силами» [5:99].
Так, стоит рассмотреть значение социально-гуманитарных наук, для которых точкой бифуркации в истории культуры стал XXI век. До этого момента иерархизация идеи, определяющей становление веяний времени с определенной сферой социокультурных парадигм была следующей: «XVII век был веком классического рационализма, XVIII век – просвещения, XIX век – техники и технического прогресса, а XX век – науки, компьютеров, фундаментальных оснований природы» [5:99]. Предсказание Клода Леви Стросса подразумевает четкую необходимость «выровнять перекос, сложившийся в науке и культуре нового времени, уделявший большое значение наукам естественным, поскольку их развитие диктовалось потребностями, направленными на освоение мира <…> Усиленное внимание к гуманитарной проблематике вызвано тем, что в современной философии усилилась роль индивида, личности, через которого осуществляется восприятие бытия и окружающего мира» [5:99].
Становление и развитие личности – это также сложный длительный процесс, возможный только при необходимых условиях, как внешних, так и внутренних. Такая постановка проблемы, несомненно, рассматривается в ключе гуманитарных дисциплин, на первом плане – психология и педагогика. Именно эти две науки представляют собой достоверные сведения, ряд способов и приемов, а также теоретических положений, направленных на качественный положительный результат — воспитание самостоятельной, духовно-нравственной, образованной, деятельной личности, способной созидать и прожить достойную, полезную обществу жизнь. При этом сущность и содержание образовательного процесса становятся главным ресурсом достижения этой цели — явная необходимость сделать упор на гуманистический аспект в образовании может быть достигнута только за счет гуманитаризации образования [2:8].
В целях, содержании, технологиях и формах такого образования, в системе управления образовательным процессом делается акцент на, во-первых, «увеличение в содержании доли дисциплин о человеке и человечестве, выявление гуманитарной составляющей всех учебных предметов» [2:8], во-вторых, «улучшение качества преподавания гуманитарных предметов <…> что актуально в связи с такими причинами, как распространение прагматического отношения к изучаемому на фоне рыночного отношения к обучению, повышение роли неформального образования, неадекватность форм проверки и оценки достижений учащихся на основе требований новых образовательных стандартов» [2:8].
С синергетической точки зрения образование, как процесс взаимодействия учителя и ученика — двух субъектов обучения, должно быть направлено на «создание условий, при которых становится возможным порождение знаний самим обучающимся, его активное и продуктивное творчество; <…> это нелинейная ситуация открытого диалога, прием и обработка информации идет в связи — учитель не просто задает вопрос, на который заранее знает ответ, он ставит проблему так, чтобы начать совместное исследование, чтобы ученик улавливал тайны бытия, понял исчерпаемость познания мира и приобрел не столько «знаю, что…», сколько «знаю, как…» [4:37].
Таким образом, все эти требования приводят к спорам, в которых ставится вопрос об изменении содержания обучения, его основных задачах и конкретных требованиях. Ведь «для того, чтобы ориентироваться в океане информации и превратить свои знания в жизненную мудрость, нужно не только подняться по ступеням школьного и университетского образования, но и погрузиться в мир литературы, поэзии, театра и кино, которые открывают нам эстетическое измерение нашего существа» [Курд. 2: 343].
Что до сегодняшнего ФГОС, то содержание литературного образования, как ключевого компонента гуманитаризации в передаче эстетических, культурных, смысловых содержаний изучаемых предметов, все-таки значительно сокращается, в частности, профильные гуманитарные классы, которые уходят на второй план.
А ведь именно для гуманитаризации образования и, как следствие, гуманистического воспитания важно возвращение интереса к чтению, к изучению литературы.
Э. Морен подтверждает, что однозначно «литература <…> должна рассматриваться не только и не главным образом как объект грамматического, синтаксического и семиотического анализа» [Курд.2:343], как материал для сдачи творческого части ЕГЭ, «но и как школа жизни, причем в нескольких аспектах: школа языка; школа поэтического качества жизни, формирования эстетического чувства, умения восхищаться; школа открытия себя, где каждый человек может узнать себя в некоторых персонажах читаемых романов <…>; школа человеческой сложности, умения жить в сложных ситуациях; школа человеческого понимания» [Курд.2:343].
Кроме того, нами получены данные при анкетировании:
в ходе первичного констатирующего эксперимента, проведенного среди студентов младших курсов и учащиеся 8-11 классов (всего было опрошено 312 человек), которые показали, что более 20% отметили в круге своего чтения детективы. И это не удивительно: такой выбор обосновывается влиянием на интересы читателей массовой литературы и культуры, снижением интереса к классической воспитывающей литературе.
С другой стороны, нельзя игнорировать такую эволюцию читательских интересов, когда необходимо идти в ногу со временем и приобщать учащихся если не к самым высоким образцам искусства, литературы, то хотя бы к наиболее гуманным, приближенным к высоким идеалам. Так, известный словесник И.Я. Кленицкая советовала молодым коллегам, что начинать следует с того, что близко ученикам.
На современном этапе развития литературного образования, все эти особенности должны отражаться в профильных гуманитарнырных классах на занятиях элективных курсов, которые предусматривается на старшей ступени, начиная с девятого класса. Такая нелинейная система преподавания представляет собой один из примеров грамотного подхода к личности обучающегося с точки зрения выпускника школы и абитуриента университета.
Говоря о предпрофильном девятом классе, мы подразумеваем такую совокупность учебных предметов и элективных курсов, где последние выполняют задачу предварительной профориентации. В нашем случае ряд таких ознакомительных занятий по русскому языку и литературе актуален как для тех учеников, которые в дальнейшем планируют выбрать профессию, связанную с филологией или другими гуманитарными областями знаний, так и для всех остальных учащихся, которым в любом случае следует повышать речевую и культурологическую компетенции, обобщать и углублять знания, удовлетворять свои познавательные потребности.
Вся эта благоприятная для обучения стезя на современном этапе достаточно хрупка. Важными актуальными, ждущими своего решения по сей день остаются такие обстоятельства:
- ослабление мотивации школьников к чтению, и, как следствие, к изучению литературы;
- игнорирование читательских интересов учеников в существующих программах;
- тенденция к сокращению количества гуманитарных классов;
- необходимость усиления воспитательного воздействия литературы на молодое поколение.
Чтобы занятия была максимально интересны ученикам, мы изучили их читательские интересы (некоторые результаты были указаны выше) и построили программу предпрофильного элективного курса для 9 классов «Детектив – мир загадок и тайн… Вслед за двумя писателями: «сие сотворимый» Эдгар По и Бессмертный Артур Конан Дойл». Выбор этих имен неслучаен: в массовой современной литературе и культуре (особо любимые всеми кинофильмы и телесериалы) детективный жанр представлен стереотипно: хитрые преступники, недогадливые сыщики и служители закона, погони, перестрелки и «гора кровавых тел». Всему этому мы противопоставляем мыслящих гуманных героев, носителей не только «серых клеточек», но и вечных ценностей. Избранные писатели – являются представителями классического (американского – По и английского - Дойл) детектива, а кроме того, ключевыми фигурами в развитии и становлении жанра детектива.
Следует отметить, что по одному из законов синергетики, выстроенная система должна быть открытой по потокам информации. И это становится немаловажным фактором для учителей и методистов, которые при составлении обучающих программ, в особенности, профильных, должны учитывать внешние обстоятельства, играющие значительную роль в жизни современного ученика — образ жизни (энергия, время, вещество) и информация.
При создании программы мы опирались на рекомендации по психологии, педагогики, методики литературы таких исследователей, как Г.И. Беленький, П.П. Блонский, О.Ю. Богданова, Л.И. Божович, С.Ю. Залуцкая, М.С. Каган, Г.М. Коджаспирова, И.С. Кон, Н.И. Кудряшев, А.В. Леденев, А.П. Лобанов, Е.К. Маранцман и В.Г. Маранцман, М.Я. Мишлимович, С.М. Петрова, М.А. Рыбникова, М.В. Черкезова, В.Ф. Чертов.
При разработке занятий элективного курса акцент ставился на такие полярные реалии современного обучения, как ограниченный объем времени и требования ФГОС по усиления личностно-деятельностного подхода в обучении; что и предопределило необходимость использования в сочетательном порядке, то есть как взаимодополняющие и взаимодействующие компоненты, традиционные приемы и элементы современных образовательных технологий:
Содержание занятий |
Традиционные приемы |
Элементы современных образовательных технологий |
На начальном этапе – занятие, посвященное знакомству с жанром детектива. |
|
http://detectivemethod.ru/
|
При изучении биографии основоположника детективного жанра – писателя и поэта Эдгара По; изучение детективного метода на примере произведения «Убийство на улице Морг»; рассмотрение особенностей сюжета, системы образов в произведениях (литературных и киноискусства) детективного жанра. |
|
|
При изучении историко-биографической роли Артура Конан Дойла в развитии жанра детектива; рассмотрение особенностей составления образа «сыщика-эталона», описательного метода расследования преступления (дедукция); рассмотрение авторской позиции дидактического характера; обобщение пройденного материала, практическое применение полученных ЗУН - самостоятельное написание детективного рассказа. |
|
|
Последним этапом нашего исследования былоопределение результативности курса. На заключительном занятии осуществлялась вторичное анкетирование и обобщающая работа рефлексивного характера в форме эссе. Рефлексия показала, что слушатели курса заинтересовались классическими детективами: учащиеся назвали большое количество литературных произведений детективного жанра и форм работы, понравившихся в пройденном элективном курсе. Кроме того, учениками была выражена готовность прочитать рекомендованные учителем книги, из 14 учеников 5 указали, что уже твердо определились с выбором профильного гуманитарного 10 класса.
Поэтому можно сделать следующие выводы:
1) при вторичном анкетировании выявлено, что больше половины учащихся с уверенностью отмечают положительные, полезные стороны именно гуманитарного образования (увеличилась динамика в количестве прочитанных ими книг, получении новой, полезной как для общего кругозора, так и для профильного образования, информации);
2) были отмечены и формы работы на таких занятиях, позволяющие как совершенствовать универсальные (метапредметные) учебные действия, так и стимулировать интерес к чтению;
3) «развернутая» рефлексия показала, что ученики предпрофильного класса стали задумываться об определении сферы своих интересов и дальнейшей деятельности в ее изучении, о становлении себя как личности и нахождении внутреннего равновесия между подсознательными желаниями и осознанными стремлениями в будущей жизни, и, что крайне важно, задумались о своей дальнейшей профессии.
Такие результаты показывают некую, несомненно, положительную, неравновесность сложившейся системы гуманитарного образования, это явно раскрывает еще один синергетический закон — постоянно непрерывное развитие учащегося, его удаленность от равновесия как такового, желание продолжать обучаться и развиваться, самосовершенствоваться.
Таким образом, современному учителю, ученому-методисту при рассмотрении вопросов подготовки учеников к социализации следует опираться не только на конкретные методические и научные рекомендации по предмету, но и учитывать философские основы синергетики.