Полный текст статьи
Печать

Самоопределение - поиск способа жизнедеятельности на основе создаваемых во временной перспективе отношений к миру, людям, обществу и себе; не прерывный процесс определения личностью своего места в мире, осознание себя; процесс приспособления личностью ценностей к существующей реальности и проектирования жизненных стратегий.

         Однако за прошедшее десятилетие в обществе существенно изменилась система ценностей. В молодежном сознании сегодня работа на производстве не престижна, и к тому же обесценена невысокой заработной платой. Может быть, поэтому у современных выпускников школ восприятие труда как сферы творческой самореализации уступает место стремлению к легкой наживе без нравственной оценки средств достижения благ. В сфере трудовой мотивации молодежи преобладающее значение имеет труд, в основе которого лежит не содержание, а материальная выгода, такое отношение к труду ведет к тому, что престижным является не производственный труд, а деятельность по обмену и потреблению.

         Профессиональное самоопределение молодежи является проблемой большой личностной и государственной значимости, поскольку подготовка профессионалов начинается с профессиональной ориентации в общеобразовательной школе. Вместе с тем, как свидетельствуют исследования, современный школьник еще внутренне не готов к жизни в условиях самоопределения, творчества и достоинства. Готовность к этому у него надо воспитывать. Это, в свою очередь, ставит перед педагогической наукой задачу поиска и создания новых технологий организации профессионального самоопределения, которые бы содействовали переводу старшеклассника на более высокий уровень профессионального самосознания.

         Надо отметить, что профессиональное самоопределение учащейся молодежи относится к числу проблем, которые достаточно широко исследуются как отечественной, так и зарубежной наукой. Классическими в теории профессиональной ориентации молодежи стали работы П.Р. Атутова, Е.Н. Бабосова, Ю.К. Васильева, Е.М. Головахи, В.В. Ярошенко. А.Е. Голомштока, Л. А. Йовайши, В. А. Полякова, Т.В. Черниковой, С.Н. Чистяковой и др.

         Исследователи внесли значительный вклад в развитие педагогики эпохи индустриального общества: разработаны политехнические основы образования; создана воспитательная концепция профессиональной ориентации; апробирована система профессиональной ориентации в условиях плановой социалистической экономики; обоснована сущность системного подхода в исследовании проблемы профессиональной ориентации.

         Вместе с тем открытость процесса профессионального самоопределения, который находится под влиянием разнообразных факторов (экономических, социальных, правовых), возможность непрогнозируемого выбора под влиянием дополнительной информации, постоянные изменения профессиональной деятельности людей, появление одних и исчезновение других специальностей, поливариантность путей профессионального развития и непредсказуемость результатов принятых решений, открытость, незавершенность и способность к саморазвитию человеческой личности делают возможным и необходимым научное исследование процессов профессионального самоопределения в контексте теории самоорганизации или синергетики. В этих условиях профориентация, по сути дела, превращается в средство профессионального самоопределение личности при «мягкой» педагогической поддержке учителей, психологов, врачей, родителей. Оптимальной моделью личностного и профессионального развития видится модель взаиморазвития, которая наилучшим образом описывается понятием “синергия” и предполагает высокую согласованность, срезонированность действий педагога и самоопределяющейся личности на пути достижения жизненных и профессиональных целей. Поэтому в синергетическом контексте профориентацию можно рассматривать не как процесс руководства профессионально самоопределяющейся личностью, а как способ усиления роли личностной самоорганизации в процессе профессионального становления.       

         Основной целью работы педагогического коллектива школы является повышение качества образования на основе компетентностно-ориентированного подхода в условиях профильного и дуального образования, формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, окружающей природе, формирование здорового образа жизни. Главным условием для обеспечения этих целей является включение каждого ребёнка на каждом учебном занятии в деятельность с учётом его возможностей и способностей, на старшей ступени обучения это цель достигалась путем профилизации обучения.

         С этой целью нами была разработана модель   организации профессионального самоопределения и самореализации школьников (рис1).   

         Модель представлена четырьмя взаимосвязанными блоками: целевым (определяющая цель, задачи профориентации); содержательным (отражающим реализацию образовательных прграмм); технологическим (представляющим основные подходы к процессу профориентации школьников, уровни профориентации, принципы, направления реализации, комплекс методов и организационно-педагогических условий, необходимых для достижения поставленных целей) и результативным (содержащим критерии сформированности профориентационной готовности). 

ЦЕЛЕВОЙ БЛОК

      Цель: подготовка школьников к профессиональному  самоопределению через дуальную систему образования с использованием ресурсов профориентационно значимого партнерства образовательного учреждения с профессионально-производственным и социокультурным территориальным окружением.

  Задачи: расширение интересов и способностей школьников в учебном процессе; расширение представлений о мире профессий и предоставление возможности учащимся в  удовлетворении познавательных интересов  личности в выборе  будущей профессии; развитие мотивации  к учебе и труду; развитие творческих способностей школьников в процессе знакомства с профессиями; побуждение школьников в выработке индивидуальных способов продуктивной деятельности, самовыражения и самореализации личности в образовательной среде.

 

 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ БЛОК:
образовательные программы с компонентами дуального образования

  

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК

Подходы: компетентностный, системно- деятельностный, развивающий, синергетический и культурологический.

 

 

Принципы: открытость, неустойчивость, непредсказуемость, нелинейность, флуктуационность, творчество, самореализация, самопознание, общественное признание.

 

Организационно-педагогические условия: 1. Целесобразная организация труда школьников. 2. Стимулирование учащихся к трудовой деятельности. 3. Организация совместной деятельности по профориентации. 4. Взаимодействие с учреждениями профессионального образования по внедрению дуального образования школьников.

       

        Синергетическая модель профессионального самоопределения обнаруживает и изучает процессы внутренней активности, самодвижения и самоорганизации личностной системы, не всегда и не всецело контролируемые педагогом и часто противостоящие его целевым установкам. В связи с этим профессиональный выбор, становление нового пути развития личности осуществляется в условиях открытости, нахождения в бифуркационном состоянии в результате взаимодействия хаоса и порядка, вероятности и детерминированности, случайности и необходимости;  модель профессионального самоопределения обеспечивается способами развития собственной системы за счет организации  среды, возникновения механизма самоорганизации личности и перевода ее  к качественно новому состоянию развития, что определяется аттрактором в точке бифуркации.

         Эффективность модели организации профессионального самоопределения зависит не столько от силы (величины, интенсивности, длительности) педагогического влияния, сколько от его соответствия внутренним тенденциям развития системы и своевременности применения: чем более широкий общий спектр интегрирования внешнего воздействия с внутренними тенденциями системы, тем более сильный их синергетический эффект. Решающую роль в этом процессе играет не борьба за существование, а взаимопомощь, согласованность, сотрудничество, совместные усилия педагога и воспитанника в построении и осуществлении жизненной перспективы.

         На наш взгляд, синергетическая модель, будучи дополнительной к равновесным моделям профессионализации, способна служить связующим звеном между ними и концепцией, ориентированной на развитие в состоянии неустойчивости, максимальным выражением которой является точка бифуркации. Диалогическая сущность синергетики способствует продуктивному использованию ее аппарата при исследовании процессов самоопределения и самореализации, а педагогические концепции авторов личностно-ориентированного образования помогают реализации синергетического принципа самоактуализации, что означает способность человека «постоянно превосходить себя» (Поппер), «достигать предела человеческих возможностей» (Маслоу).

         Описанные положения делают возможным перенос акцента на собственную активность самоопределяющейся и самореализующейся личности. Именно активность позволяет рассматривать процесс профессионализации в рамках субъект-субъектных отношений. Таким способом может быть доказана целесообразность и эффективность действия закономерностей синергетического знания на эффективность процесса профессионализации личности будущего специалиста.      Реализация потенциала личностной самоорганизации определяется по тому, насколько полно каждый обучающийся раскрыл заложенные в нем задатки, творческие способности, интересы, потребности, и насколько все это способствует процветанию общества.