В условиях реализации ФГОС инновационная деятельность педагогов становится необходимым требованием, поскольку новые компетенции может формировать и развивать учитель, обладающий инновационной компетентностью. В пункте 4 статьи 20 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» прописано, что «органы государственной власти, осуществляющие государственное управление в сфере образования, в рамках своих полномочий создают условия для реализации инновационных образовательных проектов, программ и внедрения их результатов в практику» [3]. Чтобы учителя массовых школ включились в инновационную деятельность, необходимо проектировать повышение квалификации педагогов посредством введения новых форм, таких как дистанционное обучение и стажировка.
В целях повышения педагогического потенциала муниципальной системы образования г. Якутска Управление образования в 2014 году организовало дистанционное обучение группы педагогов на курсах «Реализация ФГОС общего образования: развивающая система учебных заданий» и стажировку в Василеостровском Информационно-методическом центре г. Санкт-Петербурга. Выбор курсов продиктован инновационной технологией развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК), два автора которой Т.Е.Матвеева, С.А.Сапон работают над повышением квалификации педагогов в этом информационно-методическом центре. Инициатива курсантов по дальнейшему методическому сопровождению внедрения технологии ТРИИК руководителем курсов Матвеевой Т.И. была поддержана начальником Отдела развития образования Поповой Т.Н. Так в феврале 2015г. на основании договора о сотрудничестве с Василеостровским ИМЦ г. Санкт-Петербурга по приказу Управления образования г. Якутска создана Лаборатория развивающих образовательных технологий. В составе лаборатории 20 учителей-предметников, 9 из них по результатам предъявленных уроков, экспертизы зачетных работ учителей начальных классов в рамках семинара «ФГОС: внедрение развивающих образовательных технологий» (март, 2015 г) вышли на уровень эксперта –консультанта по конструированию и реализации развивающей системы учебных заданий в технологии ТРИИК. Проведенный семинар стал презентацией деятельности Лаборатории в образовательном пространстве г. Якутска. Учителя за эти два года представили свой опыт инновационной деятельности не только в своих образовательных учреждениях, но и на семинарах, конференциях муниципального, республиканского, российского уровней. Так они показали свою готовность к инновационной деятельности.
В педагогической науке исследователи в определении структуры инновационной компетентности педагога сходятся в одном и выделяют следующие компоненты: мотивационный, когнитивный, операциональный (процессуальный), рефлексивный. Р.А. Льгова в структуре инновационной компетентности определяет ряд компонентов: ценностно-мотивационный, когнитивный, информационно-коммуникативный, технико-технологический, рефлексивный. При этом ценностно-мотивационный компонент рассматривает как направленность на достижения, успех в области использования инновационных технологий в педагогической деятельности; наличие положительной мотивации к изучению инновационных педагогических технологий [1].
С целью определения готовности участников ЛРОТ к инновационной деятельности было проведено анкетирование. За основу взят «Модифицированный опросник для оценки уровня инновационного потенциала педагогического коллектива», составители Крюкова Е.М., Белова Е.Г. Результаты анкеты “Определение уровня новаторства учителей в школьном коллективе” подтвердили высокий уровень инновационного потенциала (из 20 респондентов 8 отнесли себя к группе А, 10 – к группе В, 2 – к группе С).
Обработка результатов анкеты “Восприимчивость педагогов к новшествам”, произведенная путем математического подсчета суммы баллов всех заполненных анкет, дает возможность оценить уровень восприимчивости педагогов как оптимальный уровень ( более 0, 85). Так анализ ответов определил готовность респондентов к включению в инновационный процесс: 87% (14) готовы в совершенстве овладеть ТРИИК. Данный результат подтверждается изучением мотива участия педагогов в деятельности ЛРОТ, понимание значимости внедрения ТРИИК в реализации новых образовательных стандартов. Так 75% (12) респондентов мотивировано на профессиональный рост, 56% (9) – на общение с более опытными коллегами, 18% (3) - на возможность публиковаться. При этом профессиональный рост – это развитие человека в профессиональной сфере за счет приобретения необходимых практико-ориентированных знаний и развития соответствующих практических навыков.
На наш взгляд, повышение профессионального роста учителя зависит от многих факторов, как направленности и мотивации педагогического труда, так и уровня креативности и профессиональной компетентности учителя, его эмоциональной гибкости, социально-психологического климата в педагогическом коллективе и т.д. [2 ].
Обобщая анализ результатов изучения готовности участников Лаборатории к инновационной деятельности, составила следующие организационно-методические рекомендации:
- Необходимо обеспечить психологическую готовность к инновационной деятельности, так как фактор мотивации педагога является отправной точкой в повышении профессиональных компетентностей. Внутренняя мотивация педагога-инноватора характеризуется осознанием инновационной деятельности как ценности и возможности в ней на самореализацию.
- С целью повышения уровня профессиональной компетентности участников инновационной деятельности требуется совместная разработка модели развития инновационной компетентности педагога, на основе которой каждый учитель разработает собственную индивидуальную траекторию.
- Обеспечить доброжелательный социально – психологический климат в коллективе, так как успех педагогов в инновационной деятельности сопровождается организационной, материально-технической и психологической поддержкой ближайшего социального окружения, администрации и коллектива образовательного учреждения.
- Реализовать методическое сопровождение педагогов из разных образовательных учреждений по внедрению инновационных технологий, аккумулировав их творческий потенциал в самоорганизующихся сообществах, как ассоциации, союзы, лаборатории.
Лаборатория развивающих образовательных технологий стала эффективным условием обеспечения готовности педагогов к инновационной деятельности, в результате чего учителя успешно реализуют государственные стандарты в муниципальной образовательной системе.