Полный текст статьи
Печать

В настоящее время главной проблемой в школьном обучении является проблема заинтересованности учащихся в изучении того или иного предмета.

Именно благодаря интересу процесс получения знаний становится движущей силой интеллектуального, морального и эмоционального развития личности. Понимание учащимися важности изучения предмета, их привлечение к процессу самостоятельного поиска знаний, разнообразие учебной деятельности, яркость материала, эмоциональный отклик и заинтересованность учителя - главные показатели для возникновения устойчивой тяги к обучению. Но традиционные типы и виды уроков не обеспечивают комплексной реализации этих условий. Это главная причина, которая побуждает педагогов искать новые, нетрадиционные подходы к организации школьного урока.

Для активации познавательной деятельности учащихся  в своей работеиспользую элементы проблемного обучения, в котором сочетается систематическаясамостоятельная поисковая работа учащихся с усвоением готовых выводов науки.

Психологической основой   концепции  проблемного обучения является  теория  мышления,  как продуктивного процесса,  предложенная   С.Л. Рубинштейном. Мышление занимает ведущую роль в интеллектуальном  развитии  человека.  Считаю, что именно проблемная ситуация побуждает ученика мыслить, а проблемная задача направляет мышление в определенное русло. Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит овладение ключевыми компетенциями и развитие мыслительных способностей. В отличие от традиционного обучения, где формирование компетенций идет через усвоение уже готовых результатов научного познания, основная цель проблемного обучения - овладение компетенциями через активизацию самостоятельной поисковой, творческой деятельности 

Применяя элементы проблемного обучения на уроках биологии, стараюсь не давать готовые знания, стараюсь дать их на особом предметном уровне – новые знания, умения и навыки учащиеся приобретают самостоятельно при решении проблемных задач и вопросов. На своих уроках  постоянно использую проблемные вопросы.

Проблемный вопрос, в отличие от информационного, обязательно содержит всебе ещё нераскрытую учащимися область субъективно новых для них знаний. Одини тот же вопрос может быть и информационным, и проблемным в зависимости оттого, когда он задан: до сообщения учителем соответствующих знаний или послеэтого. Проблемная ситуация создается разными приемами.

1)   Постановка проблемных вопросов и организация дискуссий

Проблемная ситуация возникает когда учитель выдвигает перед учащимися проблемный вопрос и органи­зует вокруг него дискуссию. Во­прос является проблемным, если он для учащихся нов, инте­ресен, содержит в себе какие-либо противоречия и может быть решен при известном напряжении умственных сил. Раз­личные, иногда противоположные, высказывания учащихся усиливают ситуацию проблемности и активизируют поиск.

Например: в начале изучения темы  «Органы чувств. Анализаторы» ставлю перед учащимися следующие вопросы:

  • Какими органами определяется химический таможенный досмотр организма?
  • Как мы воспринимаем звуки мира?
  • В чем заключается чудо нашего глаза?
  • Безмолвны ли наши внутренние органы?
  • Необходимо ли нам болевое чувство?

Учащиеся высказывают свое мнение, рассуждают, но дать правильные и полные ответы они не могут. Это  побуждает их к  самостоятельной поисковой, творческой деятельности. В конце изучения темы на обобщающем уроке мы даем полные ответы на поставленные вопросы.

В процессе  изучения темы «Кровь» в 8 классе предлагаю учащимся ответить на следующие вопросы:

  • Полезно или вредно свертывание крови?
  • Как мы управляем свертыванием крови?
  • Почему надо знать группы крови?
  • Как вы думаете, какую болезнь называют «модной» болезнью современности?
  • Как вы думаете, что является посредником между кровью и тканями?
  • В чем заключается самооборона организма?
  • Как наука использует силы иммунитета?

Много проблемных и творческих вопросов можно использовать при изучении темы «Биологические ритмы человека. Сон и его значение»

  • Чем определяется мир наших сновидений?
  • В чем заключается двойное чудо сна?
  • А вы знаете, что треть своей жизни человек проводит во сне?
  • Отчего мы погружаемся в сон?
  • Почему мы спим ночью?
  • Почему у одних людей сны бывают цветными, а у других нет?

Биология всегда вводилась в школьный курс с 6 класса, однако по требованиям современных образовательных стандартов теперь данная дисциплина является обязательной к изучению с пятой ступени обучения.

Учащиеся, переходя в пятый класс, уже имеют определенные знания об окружающем мире. Поэтому при изучении новой темы я всегда задаю такие вопросы: Что вы знаете о………..? Что вы можете рассказать о ………….? Вспомните……..

Такие вопросы активизируют познавательную деятельность учащихся, учат их высказывать свое мнение,  рассуждать.

Проблемную ситуацию можно создать  при раскрытии одного из вопросов при изучении новой темы и разрешить ее в процессе коллективной поисковой беседы.

Например, при изучении темы «Семенные растения» в 5 классе даю следующее задание:  проанализируйте слово «Голосеменные»,  из каких двух слов оно состоит, и попробуйте  сформулировать  определение, какие растения называют голосеменными.

Учащиеся пытаются дать ответы на эти вопросы, высказывают свое мнение. Возникает проблемная ситуация, которая способствует росту познавательной активности в усвоении новых знаний. В результате в ходе беседы мы узнаем, какие растения называют голосеменными.

Такие же вопросы ставлю перед учащимися при изучении покрытосеменных растений, разных классов животных: земноводные, пресмыкающиеся, млекопитающие, членистоногие, мягкотелые, беспозвоночные.

При изучении темы: «Процессы жизнедеятельности»задаю такой вопрос: «У растений в отличие животных нет мышечной и нервной ткани. За счет чего растения закрывают и раскрывают лепестки, поворачивают листья и цветки за солнцем?»  В ходе беседы мы узнаем, что растения как все живые организмы способны воспринимать воздействия окружающей среды и определенным образом на них реагировать. Это явление называют раздражимостью.

2)  Создание проблемных ситуаций, разрешаемых на уроке путем самостоятельной работы с учебником.

Одним из способов активизации познавательной деятельности учащихся является организация и проведение различных самостоятельных работ. Они занимают исключительное место на современном занятии, потому что ученик приобретает знания только в процессе самостоятельной деятельности. Ученик на занятии должен трудиться под руководством учителя. Пассивно заслушанное, заученное по учебнику еще далеко не знания. Прочно и хорошо усвоено то, что добыто активным собственным трудом. Самостоятельная работа вынуждает, а потом приучает ученика искать ответ на вопрос, читать дополнительную литературу, вычленять главное, существенное, давать объяснение и толкование явлениям природы, думать и искать, выдвигать гипотезы, т. е. в конечном итоге добывать знания.

Примеры самостоятельной работы с учебником:

  • Придумать и записать вопросы «из текста» по изучаемой теме. Вопросы «из текста» - это вопросы, ответы на которые не содержаться в явном виде в тексте. Для ответа на такие опросы необходимо выйти за пределы темы, учебного предмета.
  • Составить определение по тексту параграфа того или иного термина
  • «Свернуть» информацию, данную в тексте параграфа в таблицу, схему. Проанализировать и сделать вывод.

Для «сворачивания» текста в таблицу использую памятку, составленную доцентом кафедры управления школой МПГУ г. Москва  Н.Л.Галеевой:

  1. Прочитайте текст
  2. Проанализируйте, что является главным «действующим лицом» в тексте: что именно описывается – организм (организмы), или процесс (процессы)
  3. Если «героем» текста является живой организм, тогда в названиях столбцов-граф- могут быть:

- название организма

- строение организма

- особенности жизнедеятельности

- роль организма в природе

- значение для человека

      4. Если в тексте идет речь о процессе (дыхание, питание, размножение т.д.), то столбцы могут содержать информацию о:

          - механизмах процесса

          - условиях процесса

          - результатах процесса

          - значение в природе

          - значение для человека

      5.  Если в тексте сравниваются два процесса или несколько объектов или процессов, то достаточно трех столбцов:

          - название процесса(объекта)

          - сходство

          - различие

Таким образом,использование элементов проблемного обучения на уроках биологии имеет положительную тенденцию. У учащихся развиваются навыки познавательной самостоятельной активности. Формируется умение творчески, нестандартно решать учебные задачи, вычленять главное, существенное, давать объяснение и толкование явлениям природы, думать и искать, выдвигать гипотезы, т. е. в конечном итоге добывать знания.