«Педагогика должна стать наукой для всех –
и для учителей, и для родителей»
В.А Сухомлинский
Одним из наиболее важных этапов работы классного руководителя является работа с родителями. Целесообразно начинать ее с первых дней рождения коллектива.
Особая роль классного руководителя состоит в том, чтобы повышая педагогическую культуру родителей учащихся, добиваться единства в воспитательной деятельности школы и семьи. Работа классного руководителя с родителями осуществляется в двух направлениях: с коллективом родителей и индивидуально. Большие возможности предоставляет работа с коллективом родителей.
Одной из форм сплочения родительского коллектива является общее дело в виде проведения олимпиады по английскому языку для родителей, где дети являются ведущими и главными помощниками. Подходящая возможность это сделать – родительское собрание, причем собрание не в традиционной форме, а в форме олимпиады.
Родительские собрания играют важную роль в процессе обучения детей в школе. Это канал налаживания прямого диалога педагогического коллектива и родителей. Суть диалога в обмене информации. Учителя рассказывают об образовательных программах и методах обучения, а родители говорят о своих ожиданиях и трудностях, с которыми сталкиваются дети в процессе учебы. Цель собрания – построение партнерских отношений школы с родителями в процессе обучения и воспитания.
Традиционно родительские собрания проводит классный руководитель. Однако моя педагогическая практика показывает, что дополнительные встречи родителей с учителями-предметниками способствуют налаживанию более тесных связей. Эти встречи не дублируют работу классного руководителя, а дополняют и разнообразят общение семьи и школы. В чем же их различия?
Классный руководитель информирует родителей об общих задачах, параметрах обучения и успеваемости. Учитель-предметник выполняет более узкую задачу – рассказывает о содержании и формах обучения конкретному предмету. Эти собрания могут проводиться в форме монолога учителя и последующих вопросах-ответах. Опыт работы показал, что это не самый эффективный вариант. Чтобы отношения перешли от формальных к доверительным, необходимо перейти от монолога к диалогу, а от диалога – к игре. Игра, как форма обучения и сплочения, доказала свою эффективность не только в работе с детьми, но и с родителями.
Я заметила, что последние несколько лет родители стали относиться к школе более формально, так как не всегда знают о трудностях своих детей в изучении конкретного предмета. О способах обучения они знают со стороны. Поэтому задача учителя-предметника - рассказать, что конкретно изучают дети в определенных классах. Это можно сделать в нетрадиционной форме – в форме олимпиады для родителей.
Олимпиада для родителей – это игровая форма проведения классного собрания, на которой демонстрируется содержание образовательной программы на текущий год и способы ее преподавания. В олимпиаде участвуют совместно дети и родители. Основными участниками должны быть родители, а дети – экспертами. Предпочтительнее проводить ее в среднем звене, когда родители и дети обладают примерно одинаковыми знаниями по английскому языку. Это дает основу для равного сотрудничества.
Задачи олимпиады:
1. постановка общих целей для учителя и родителей;
2. формирование мотивации детей к обучению;
3. демонстрация игровых форм обучения, которые могут быть применены родителями, когда они помогают своим детям выполнять домашние задания;
4. закрепление навыков командной работы ученика и родителя.
Кроме образовательных задач олимпиады выполняет еще одну, техническую. Некоторые задания демонстрируются с помощью ИКТ-стредств: интерактивной доски, ноутбуков, аудиосредств. Родители на практике могут оценить их эффективность в образовательном процессе.
Задания олимпиады должны носить игровую форму. Например, собрать слово из заданных букв, правильно прочитать транскрипцию, составить предложение из набора слов. Об этом мы скажем более подробно ниже. Такая занимательная форма превращает олимпиаду в игру. Родители знакомятся одновременно и с содержанием курса английского языка, и с методами его преподавания. Если какие-то задания вызывают затруднения, дети сами объясняют правила по методике, которую они усвоили на уроке. То есть олимпиада для родителей – это демонстрация методов обучения, а для детей – закрепление материала и способ приобрести уверенность в своих знаниях. Родители могут оценить уровень преподавания и доступность подачи материала.
В игровой форме собрание выполняет одновременно три функции: информационную, обучающую и координационную. Родители получают информацию об изучаемых темах, методах их изучения и могут повторить их дома. Закреплять пройденный материал можно, играя, то есть сочетать обучение с досугом, например в поездке или на даче. В традиционные домашние развлечения можно добавить английский компонент. Например, закреплять лексику, играя в слова, решая примеры, описывая окружающее: трава зеленая, стены белые, погода солнечная, людей много.
Собрание-олимпиаду можно проводить с разной периодичностью: один раз в полгода или раз в четверть, чтобы показать ближайшую программу и конкретные методы ее освоения. Главное, показать и ученику и родителям, что английский язык – это не сложно.
Опишем примерный сценарий олимпиады для родителей «FUNNY ENGLISH», чьи дети учатся в пятом классе первой четверти.
Сначала необходимо продумать оформление класса. Олимпиада – это не только выполнение заданий, но и небольшое представление, поэтому место проведения должно выглядеть празднично. На доске оформляется баннер с названием олимпиады, на столах готовятся наглядные пособия: кубики с буквами, карточки с цифрами и знаками «+», «-», картинки с временами года, карточки с транскрипциями слов и названиями дней недели и месяцев.
Учитель выступает с приветственным словом и объясняет цель собрания и форму его проведения. Объясняет правила и передает слово детям. Дети играют роли гостей, говорящих на английском языке, и их переводчиков. Вступление носит шуточный характер. Общеизвестные фразы дети переводят неожиданным образом:
Слова гостей |
Слова переводчиков |
Good afternoon! |
добрый день! |
We are |
Мы |
Margaret Thatcher |
Маргарита Анатольевна Софронеева |
Rosa Luksemburg |
Елена Иванова |
Barack Obama |
Сергей Слепцов |
We are greeting you at the ABC-party for our parents! |
Приветствуем вас на нашем большом празднике «Веселый английский» |
We are glad to see you here. |
Мы рады видеть вас здесь |
Thank you for your coming and supporting your children. |
Спасибо, что вы пришли и поддержали своих детей |
You are wonderful mothers and fathers. |
Вы - замечательные папы и мамы |
Everything will be all right. |
Все будет хорошо. Вашему вниманию будут предложены следующие конкурсы: |
The Beatles |
песни |
One, two, three, four |
считалки |
Proverbs |
пословицы |
The end |
и т.д. |
We love you ! |
Ваши дети помогут вам в случае чего. |
Best wishes! |
Желаем успехов ! |
Задания располагаются в порядке возрастания сложности.
- Язык начинается с алфавита. Родителям предлагается назвать буквы в алфавитном порядке и произнести по буквам название олимпиады. Затем собрать буквы по алфавиту на время.
- Конкурс «Magic letters» («Волшебные буквы»): волшебные буквы «заблудись», из них нужно собрать два слова, которые обозначают времена года (картинки с изображением времен года закреплены на доске).
- Собрать на время название дней недели и месяцев. Задать вопрос: как переводится слово «Sunday»? (ответ – солнечный день)
- Прочитать транскрипцию четырех слов.
- Выполнить команды: stand up, sit down, sleep, wake up, go, dance, run, fly, clap.
- Восстановите фразу (собрать из имеющихся слов), например, «There is a beautiful vase on the square table», «There is a square table in the beautiful room».
VII. Подобрать русские эквиваленты английским пословицам: «Curiosity killed the cat» (Любопытной Варваре на базаре нос оторвали. Не суй свой нос в чужой вопрос.),
«Still waters run deep» (Тихие воды глубоки. В тихом омуте черти водятся.).
- Физкультминутка: выполняем считалки с движениями. «Doctor Forster», «Humpty -Dumpty», «One- one- one».
- Составить и разыграть диалог-знакомство.
- Решить несколько примеров на сложение и вычитание.
- Назвать слова, которые родители помнят из курса средней школы. Каждое слово приносит команде один балл.
XII. Поем все вместе песенку о дружбе «The more we have together…»
Собрание-олимпиада завершается подведением итогов. Выявляется победитель, все участники получают сертификаты и сладкие призы.
Итак, подведем итог. Родительское собрание в форме олимпиады способствует налаживанию партнерских отношений трех участников образовательного процесса: учителя, ребенка и родителя. У детей появляется уверенность в своих знаниях, соответственно повышается мотивация к обучению. Родители получают полное представление о содержании и методах работы учителя и больше интересуются школьными делами своих детей.
Существует много способов для сплочения класса и привлечения родителей к участию в школьной жизни. Один из них – олимпиада для родителей. Эта форма работы доказала свою эффективность на практике.