Полный текст статьи
Печать

В основе Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по специальности (ФГОС СПО) третьего поколения, которые представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ среднего профессионального образования образовательными учреждениями, заложен компетентностный подход. В новых социально-экономических условиях рынка актуализирован социальный заказ на подготовку высококвалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, владеющего профессиональными и общими компетенциями. Общие компетенции (ОК) – это совокупность социально-личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне. Общая компетенция - это способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач, общих для многих видов профессиональной деятельности. Профессиональные компетенции (ПК) – способность действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в определенной области профессиональной деятельности. Будущий специалист должен свободно владеть своей профессией и ориентироваться в смежных областях деятельности, стремиться к постоянному профессиональному росту и социальной мобильности.

Необходимость решения ряда проблем обуславливает поиск новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса, к оценке качества образования. Концептуальные основы развития ГБПОУ РС (Я) «Якутский колледж культуры и искусств» должны соответствовать формированию единого образовательного пространства на территории РС (Я),  потребностям социума.

Система качества образования в учреждениях среднего профессионального образования является комплексом разработанных нормативно-методических документов, определяющих содержание, технологии, методы и средства работы всех должностных лиц, преподавателей и студентов по дальнейшему повышению качества образовательного процесса и профессиональной компетентности  выпускников колледжей. Она позволяет разработать политику, цели гарантии качества, пути  достижения этих целей и  является основой постоянного улучшения всех процессов вуза. Система  предназначена для практической реализации стратегии по улучшению качества образования и других видов деятельности с целью повышения удовлетворенности потребителей: обучаемых, их родителей, работодателей, государства и общества в целом.

  В свою очередь, гарантии качества в образовании рассматриваются как все виды скоординированной деятельности по руководству и управлению профессиональным колледжем применительно к качеству. При этом структурными составляющими понятия гарантия качества в образовании являются: планирование качества, управление качеством, обеспечение качества,  улучшение качества и оценка качества.

 В большинстве документов по гарантии качества образования руководящие принципы больше сфокусированы на том, что должно быть сделано и менее на том, как этого достичь. Поэтому у профессионального колледжа есть большое поле для инициативы и определения собственных, особенно процессуальных, вопросов  их решения с учетом особенностей образовательного учреждения.

  Очень важной является еще одна проблема, связанная с обеспечением в колледже культуры качества. На наш взгляд, это может ситуация, когда все сотрудники профессионального колледжа имеют единый взгляд на проблему качества образования и придерживаются единого определения этого понятия; когда каждый понимает, что значит  качество образования непосредственно для него  и как добиваться высокого качества; когда  известно, какими путями его подразделение движется к качеству; когда имеется четкое понимание, что качеством можно управлять и известны механизмы этого. Под культурой качества образования следует понимать также результат подготовки выпускников, качество образовательного процесса и управление им и степень свободы, предоставляемой студентам профессионального колледжа.

  Основные требования по вопросам качества образования, на наш взгляд, должны быть отражены в Федеральных государственных образовательных стандартах. Цель профессиональных колледжей в образовательной деятельности, по большому счету, состоит в безусловном выполнении этих требований. Качество образовательного процесса в значительной мере определяется содержанием образования, что связано с качеством реализуемых образовательных программ. При этом следует учитывать, что стандарты даже нового поколения достаточно консервативны и основаны на минимальных требованиях к качеству и содержанию учебных программ. В новом поколении ФГОС делается попытка преодолеть этот недостаток, предоставить большую свободу действий, результаты оценивать по уровню развития компетенций у выпускников. Все это потребует значительных усилий профессионального колледжа по переходу на новую парадигму образования и существенной  корректировки разрабатываемой и внедряемой системы обеспечения качества образовательной деятельности.

  В контексте рассматриваемой проблемы обеспечение качества – это создание определенных условий и выделение необходимых ресурсов, позволяющих достичь поставленных целей по качеству. К ним прежде всего относятся учебно-методическое, финансовое обеспечение, материальная база, способности персонала, подготовленность студентов, информационное  обслуживание и многое другое.

  При  определении основных направлений  совершенствования системы качества образования важно исходить из единого понимания всеми организаторами и участниками образовательного процесса объектов качества образования. Именно от уровня их состояния и зависит качество образования в профессиональном колледже, и они же являются гарантом качества образовательной деятельности образовательного учреждения.

  О качестве образования в профессиональном колледже можно судить и по тому, какие ответы можно получить на следующие вопросы: Кого учим? Чему учим? Кто учит? Как учим? Каковы ресурсы? Кто и как управляет колледжем? При этом очень важной составляющей высокого качества образования  является психологическая проблема: какова мотивация участников образовательного процесса: хотят ли учить по-новому педагоги  и хотят ли учиться обучающиеся в новых условиях? Ответ на данный вопрос должен быть только один: для обеспечения высокого качества образования мотивация основных участников образовательного процесса - преподавателей и студентов должна быть положительной и общественно значимой.

  Анализ принципов и рекомендаций, предложенных в документах с положениями по качеству образования, позволяет определить основные направления по созданию колледжной системы обеспечения качества образовательного процесса, которая наиболее соответствует существующей в учреждениях среднего профессионального образования системе контроля качества образования. В этой связи речь идет не о создании какой-то новой системы, а о совершенствовании существующей в модели для учреждений среднего профессионального образования, хотя и со значительными изменениями, коррективами и доработками с учетом опыта других, современных, постоянно возрастающих требованиях, принципов и рекомендаций.

  Учитывая вышеизложенное, алгоритм деятельности профессиональных колледжей по совершенствованию системы качества образования может состоять в следующем: разработать, документировать, внедрить, поддерживать в рабочем состоянии, постоянно улучшать ее результативность и эффективность.

Таким образом, обоснованиемключевой идеи является создание условий для мотивации к высокоэффективному полезному труду, защита прав и свобод личности, подготовка практико-ориентированных, социально-адаптированных к современной производственной жизни специалистов; обновление содержания образования и развитие механизмов контроля качества подготовки студентов; укрепление кадрового потенциала; развитие материально-технической базы колледжа; развитие системы социального партнёрства.

Таким образом, оценка качества образования в образовательных учреждениях должна способствовать развитию и совершенствованию образовательного процесса в целом с целью подготовки высококвалифицированного и конкурентоспособного на рынке труда специалиста в каждой области. Выпускник  должен обладать:

  • профессиональной компетентностью (сочетанием теоретических знаний и практических знаний, способностью выпускника осуществлять все виды профессиональной деятельности, определенные государственными образовательными стандартами);
  • коммуникационной готовностью, включающей:

а) владение литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке; б) умение пользоваться компьютерной техникой, телекоммуникационными сетями; в) знание этики общения и психологии;

б) владение навыками управления творческим коллективом, способность брать на себя инициативу и ответственность за выполненные работы.

  •     развитой способностью к творческим подходам в решении профессиональных задач, умением ориентироваться в нестандартных ситуациях, анализировать проблемы, ситуации, задачи, а также разрабатывать план действий;
  •     устойчивым, осознанным, позитивным отношением к своей профессии, стремлением к постоянному личностному и профессиональному совершенствованию.