Полный текст статьи
Печать

Закон РФ «Об образовании» (статья 32, пункт 2, подпункт 24) в качестве одной из обязанностей образовательного учреждения предусматривает обеспечение функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования. (В новом Законе «Об образовании в РФ», статья 28, пункт 2, подпункты 10,11,13 «К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится:

10) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения;

11) индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ…»

13) обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования в образовательной организации).

Под качеством образования понимают характеристику системы образования, отражающую степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что реализация вариативной части позволит получить новое качество профессионального образования, удовлетворяющее потребностям как представителей регионального рынка труда, так и конкретного человека, самостоятельно осуществляющего сознательный выбор индивидуальной образовательной траектории.

Проблема состоит в следующем:

  1. Повышение требований работодателей – им требуются специалисты с широкой фундаментальной подготовкой.
  2. Низкое трудоустройство выпускников по профессии.

Исходя из вышеизложенного темой исследования является: Повышение качества подготовки выпускников за счет реализации вариативной части   ППКРС

Цель исследования — разработка и апробация содержания вариативной части основной профессиональной образовательной программы по профессии 08.01.18 «Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования», учитывающей требования работодателей.

Объект исследования - формирование содержания основной профессиональной образовательной программы по профессии «Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования» в условиях реализации требований ФГОС.

Предмет исследования — процесс формирования вариативной части основной профессиональной образовательной программы по профессии «Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования» по новым ФГОС.

В соответствии с целью, объектом, предметом поставлены следующие задачи:

1.   Разработать и апробировать модель структуры вариативной части ОПОП по профессии 08.01.18 «Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования», учитывающей специфику использования времени вариативной части, особенности ФГОС нового поколения.

2.   Разработать и апробировать процесс формирования структуры и содержания вариативной части ОПОП по профессии 08.01.18 «Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования», отвечающей требованиям современного рынка труда и ОАО АК «Якутскэнерго»

 Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

1) Аналитический: анализпоказателей трудоустройства, сравнительный анализ компетенций и умений по профессии 08.01.18 «Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования» с требованиями к результату; анализ учебно-программной документации.

2) Эмпирический: педагогическое наблюдение, непосредственное участие в формировании содержания программ вариативной части.

3) Формирующий: разработка модели структуры вариативной части ОПОП по профессии 08.01.18 «Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования» и условий их внедрения совместно с ОАО АК «Якутскэнерго» и ОАО «ЯЭРК».

Практическая значимость исследования:

-     формирование вариативной части ОПОП по профессии 08.01.18 «Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования» может быть использовано учреждениями профессионального образования;

-   формирование вариативной части ПКРС совместно с работодателями дает возможность расширения углубления подготовки, получения дополнительных компетенций, умений, знаний, необходимых для обеспечения конкурентноспособности выпускника с учетом потребностей работодателей;

- повышение качества образования;

- повышение процента трудоустройства выпускников по профессии

Одна из задач, которые решаются при проведении внутреннего  мониторинга качества образования  в нашем техникуме, это систематическое отслеживание и анализ состояния системы образования в образовательном учреждении для принятия обоснованных и своевременных управленческих решений, направленных на повышение качества образовательного процесса и образовательного результата.

В техникуме  осуществляется контроль качества обучения по следующим направлениям:

1. Оценка работодателями уровня подготовленности выпускников техникума

2. Анализ успеваемости студентов техникума

3. Результаты итоговой аттестации выпускников техникума

На качество образования влияют следующие факторы: текучка кадров; нехватка средств на пополнение библиотечных фондов и т.п., систематическое повышение квалификации преподавателей, оснащение лабораторий современным оборудованием и т.п.

         В своей работе я хочу особое внимание уделить такому показателю качества уровня подготовленности выпускников,  как трудоустройство.

Также объектом внимания являлись требования работодателей к результату образования с целью обеспечения максимального соответствия процесса и результата профессиональной подготовки постоянно меняющемуся спросу рынка труда.

Были проведены исследования требований работодателей к практикантам  и выпускникам техникума, получающим профессию «Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования». Каждый электромонтажник электрических сетей и электрооборудованиядолжен иметь специальный документ, подтверждающий его квалификацию. С нашего техникума студенты выпускаются с разрядами:

-электромонтажник по освещению и осветительным цепям:  3(4) разряд

- электромонтажник по распределительным устройствам и вторичным цепям: 3(4) разряд.

Результатом данного исследования стало определение перечня компетенций, необходимых для успешной профессиональной деятельности, которыми, по мнению работодателя, должны владеть выпускники учреждений СПО.

В настоящее время электрики требуются практически на каждом предприятии. Их  работа подразделяется на ряд более узких специализаций, которые различаются по сферам деятельности и видам производства. Всего их насчитывается свыше нескольких десятков. В качестве примера можно привести электромонтеров, электромехаников и электромонтажников, техников-электриков и электрослесарей и т.п.

Мы проанализировали отчеты по производственной практике студентов и отчеты мастеров по трудоустройству выпускников, провели встречи с работодателями и выпускниками техникума и пришли к выводу, что нашим выпускникам приходится выполнять работы, которые выходят за рамки образовательного стандарта. Очень мало организаций, которые занимаются только обслуживанием осветительных установок.около 70% процентов наших студентов это выходцы из сельской местности, соответственно практику они в большинстве проходят по месту жительства, затем там хотят  и трудоустроиться. Но на практике получается, что на работу туда устраиваются немногие. И причина не только в нежелании жить на селе. Учитывая специфику работы в сельскойместности, электрикам нужно обладать большими компетенциями, чем те которые предусматривает ФГОС по данной профессии. Им приходится работать с воздушными линиями электропередачи, осветительными установками, внутренней электропроводкой, обслуживать животноводческие комплексы. От профессионализма специалиста-электрика зависит надежность и безопасность работы линий производств, жилых объектов, частных и государственных компаний.

Выполняя свою работу, электромонтажники следят за высоким напряжением, так как на этих людях висит большая ответственность не только за свою жизнь, но и за безопасность работ с данным оборудованием. Опасность поражения током достаточно велика, но это не единственные негативные моменты данной работы, так как очень часто электрик работает на большой высоте, а это так же требует большой ответственности. Шесть разрядов такой профессии позволяют четко определить уровень квалификацииспециалиста, а пять групп допусков по электробезопасности дают четкое разграничение по проводимым работам. Электромонтажнику для более высокой квалификации необходимы знания работ по монтажу воздушных линий, а для предотвращения травматизма и поражения рабочего электрическим током углублённые знания по электробезопасности/

Исходя из этого, был проанализирован учебный план: соответствие содержания дисциплин ФГОС, запросам работодателей и современному положению на рынке труда; распределение часов по видам нагрузки. Совместно с работодателями пришли к выводу, что из курса обучения убрана такая необходимая дисциплина для электромонтажника как «Охрана труда». Согласно ФГОС наши выпускники не осваивают компетенции по обслуживанию ЛЭП. Эту проблему решили за счет вариативной части ППКРС. Реализация вариативной части ППКРС ФГОС СПО дает большие свободы образовательным учреждениям в вопросах формирования содержания профессионального образования, позволяющие, с одной стороны, реализовывать инновационные интегрированные образовательные программы, с другой, - учитывать дополнительные требования, выдвигаемые региональным рынком труда, рынком образовательных услуг в целом и отдельными участниками образовательного процесса.

ОАО АК «Якутскэнерго» и ОАО «ЯЭРК» это ведущие компании в системе энергетического комплекса Якутии. ГАПОУ РС (Я) «ЯПТ» подписали соглашение о сотрудничествес ОАО АК «Якутскэнерго» и ОАО «ЯЭРК», в рамках которого стороны объединяют усилия по подготовке квалифицированных специалистов и рабочих кадров, их трудоустройству и организации совместных научно-исследовательских работ.

Ежегодно студенты группы электромонтажников проходят на предприятии производственную и преддипломную практику.

Согласно договора  ГАПОУ РС (Я) «ЯПТ»с ОАО АК «Якутскэнерго» и ОАО «ЯЭРК» в вариативную часть ППКРС по профессии 08.01.18 «Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования» внесены дисциплины:Электробезопасность при эксплуатации электроустановок промышленных предприятий и Технология монтажа воздушных линий.

Вариативная часть ОПОП

Умения, востребованные работодателями

ОП.09. Электробезопасность при эксплуатации электроустановок промышленных предприятий

 

-56часа

ЛПЗ- 38 часов.

-обеспечивать безопасность обслуживания электроустановок при аварийном состоянии.

-выполнять работы в действующих электроустановках

-применять электрозащитные средства

 

ОП.10 Технология монтажа воздушных линий - 56 часов, ЛПЗ-34 часа.

 

 

-устанавливать опоры

-монтировать изоляторы

-выполнять соединение проводов;

-производить выбор типа проводов;

-использовать электромонтажные схемы;

-демонтировать поврежденный участок воздушной линии электропередач и производить его замену;

-пользоваться приборами для обнаружения мест повреждения воздушной линии;

-пользоваться инструментами и приспособлениями для ремонта воздушных линий

 

 

Исходя из вышеизложенного,  можно сделать следующие выводы:

1)    одним из способов  повышения качества образования является расширение  профессиональной деятельности, внедряя в процесс обучения дополнительные профессиональные образовательные программы которые  позволяют учитывать современные требования рынка труда и его отраслевую специфику.

2)    cодержание вариативной части формировать на основе результатов анализа потребности в умениях, проведенного образовательным учреждением и выявления дополнительных требований работодателя.  В идеале работодатели хотят, чтобы электромонтажник умел обслуживать и монтировать ЛЭП, а так же обслуживать электродвигатели и другое оборудование. Также вариативную часть по профессии «Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования» ГАПОУ «ЯПТ» формирует с учетом требований региональных особенностей республики Саха (Якутия).

3)    в ГАПОУ РС(Я) «Якутский промышленный техникум»  созданы организационно-педагогические условия разработки содержания ППКРС и внедрения модульно-компетентностного подхода,  направленные на освоение педагогами дополнительных профессиональных компетенций по формированию вариативной части ПКРС.

4)    Показатели трудоустройства выпускников по профессии с 2012 по 2015 г.г. повысились на 7%:

Показатели

2012

2015

Занятость

99 %

97%

Трудоустройство

63%

66%

По профессии ( из них в с/х)

60% (42%)

62% (49 %)

5). Активно участвуем в конкурсах профессионального мастерства. В Открытом Региональном чемпионате «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) РС(Я) по компетенции «Электромонтажные работы» студент второго курса Пилипенко Тимофей занял II место.