Одним из важнейших критериев адаптации личности в обществе является социализация, которая подразумевает динамические изменения, происходящие в развитии личности в течение определенного периода, содействуя процессам освоения и усвоения подрастающим поколением ценностей и норм, социально-адекватных форм поведения и др. Социализация также определяет пути индивидуального развития ребенка [1].
Создание условий для успешного развития эмоционально-волевой, двигательной, познавательной сферы, а так же развития позитивных качеств личности каждого ребенка и его оздоровление служит главной целью специального коррекционного образования в дошкольных образовательных организациях.
Специальное коррекционное образование дошкольников направлено на: коррекцию нарушений развития детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении образовательной программы; разностороннее их развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации [2, 3].
Современный этап развития системы специального образования предполагает включение детей с особыми образовательными потребностями в группы массовой направленности. Так, практикуется включение детей с речевыми нарушениями в интегрированные группы детского сада. Вполне очевидно, что актуальной проблемой является поиск путей и приемов успешной социализации данной группы детей. Дошкольный возраст характеризуется сензитивным периодом для интенсивного моторного, интеллектуального, эмоционального становления, а так же для развития коммуникативных умений. Чем раньше произойдет включение ребенка с нарушениями речи в группу здоровых сверстников, тем больше шансов на то, что он разовьет жизненно важное умение адекватно взаимодействовать с другими людьми, сверстниками, что вместе взятое будет способствовать формированию социальной уверенности, заложить основы социального здоровья.
Влияние общения на психическое развитие ребенка широко представлено в работах М.И. Лисиной. Экспериментальные исследования, проведенные под ее руководством, показали, что именно в процессе общения развивается внутренний план действий, сфера его эмоциональных переживаний, познавательная активность детей, произвольность и воля, самооценка и самосознание [4].
Теоретический анализ позволяет констатировать, что при изучении детей с речевыми нарушениями в исследованиях различных авторов достаточно полно изучена сфера познавательной деятельности. Что же касается особенностей и проблем эмоционального развития дошкольников с нарушениями речи и их социализации в условиях интегрированной группы, то мы можем отметить, что специальных исследований было проведено сравнительно немного (О.В. Украинец и др.). Между тем большинство исследователей обращают внимание на то, что дефицит эмоциональных контактов дошкольников с речевыми нарушениями со сверстниками с нормальным уровнем речевого развития и взрослыми не может не затруднять или оказывать негативное влияние на ход личностного становления.
Общеизвестно, что особенности возрастного развития определяют существенные аспекты социализации дошкольников. К ней относится игровая деятельность, через которую ребёнок воспроизводит систему социальных отношений в обществе. С точки зрения Д.Б Эльконина, игра – это способ освоения социальной действительности, в котором выражается связь ребёнка с обществом, кроме того, игра является средством освоения социальных ролей, ценностей и моделей поведения. Высокий уровень развития игры и сюжетно-ролевой игры, в частности, делает процесс социализации эффективным [Цит.по: 5].
Научные труды Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой и других ученых показали, что игра социальна по своим мотивам, структуре и функциям, оказывая значительное воздействие на социальное и нравственное развитие личности дошкольника. В ней ребенок воспроизводит содержание окружающего его социального мира, существующих в нем этических норм и правил. Как указывал А.Н. Острогорский, игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний, т.е подлинная социальная практика жизни в обществе сверстников [Цит.по: 6].
Под руководством взрослых игра способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника, успешной подготовке его к обучению в школе, а в дальнейшем и для взрослой самостоятельной жизни. Так как именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости, определяется направление успешной социализации в обществе.
По мнению Т.Ю. Марковой основными функциями игры являются: обучающая, развлекательная, коммуникативная, воспитательная, развивающая, релаксационная и психологическая [Цит.по: 5].
На протяжении всего дошкольного возраста детей формы и виды игр меняются и усложняются от простой манипуляции с предметами до игр-драматизаций, самостоятельных дидактических игр и т.д. Важно, чтобы игры, способствующие социализации детей с речевыми нарушениями, не носили «навязывающий» характер, так как должно происходить развитие инициативы и творчества дошкольника.
Интегрированная группа предполагает включение детей с речевыми нарушениями в образовательный процесс с детьми с нормальным речевым развитием. В ходе организации жизни в интегрированной группе детского сада педагог должен продумать пути и формы включения всех дошкольников в совместные действия. Прежде всего, это касается создания условий и способов организации сюжетно-ролевой игры, театрализованной и продуктивных видов деятельности, которые являются прекрасным средством развития коммуникативных умений и навыков детей [7].
С дошкольниками с нормальным речевым развитием, как правило, проводятся краткие беседы, формирующие коммуникативные навыки в разных видах деятельности с детьми, имеющими речевые нарушения:
- рассказы о культуре их взаимного общения;
- формирование эмоционально положительного отношения к общению с детьми с нарушениями речи.
На начальном этапе и при поступлении нового ребенка в уже сложившийся коллектив используются различные игры. Например, игра «Круг имен». Дети становятся в круг. Такое расположение способствует открытости, вниманию детей друг к другу, дает чувство единства в коллективе. Для усиления такого чувства можно взяться за руки. Первый ребенок называл свое имя, второй называл имя первого и свое и так далее. В завершении первый ребенок, имеющий более качественную речь, чем остальные дети, называет имена всех. В эту игру необходимо включать взрослых. Это помогает всем подружиться и почувствовать себя одной командой. Основная цель игры - объединение коллектива, преодоление барьера между детьми, привитие навыков общения.
Для развития навыков общения используется игра «Кто меня позвал». Дети становятся группой, один ребенок выходит из группы, отходит на несколько шагов и поворачивается спиной к группе. Взрослый выбирает ребенка, который должен был громко позвать ушедшего. Ушедший возвращается и называет того, кто его позвал: «Меня позвал ты, Антон». Если ребенок догадывается, кто его позвал, но не помнит имени, ему предлагается спросить об этом позвавшего. Обычна первая реакция ребенка, забывшего имя позвавшего, показать пальцем. Взрослый и другие дети помогают ведущему вспомнить имя другого ребенка.
Не менее важно на начальном этапе участие взрослых в играх детей. Во время, этих игр и занятий педагог становится партнером в деятельности, выбранной ребенком. Он играет различные роли, в соответствии с темой игры. Например, организуя сюжетно-ролевую игру «Магазин», специалист на первых порах играет роль продавца, стимулируя речевое общение каждого участника игры не только с «продавцом», но и между собой, оставляя паузы после своих слов для того, чтобы ребенок имел возможность ответить (Кто последний? Что купить?, Вы это хотите купить?). В дальнейшем, ведущую роль педагог передает ребенку, а сам становился «покупателем», организовывая детей, показывая своим примером как надо общаться с «продавцом», задавая ему вопросы и между собой, прося помощи у детей: «посоветуй, что лучше выбрать?». Играя рядом с педагогом, дети могут объединиться в совместную игру, когда необходимо не только общение с педагогом, но и с партнером - ребенком по игре. Так формируется умение соблюдать очередность при общении [7].
В интегрированной группе имеет значение формирование высокой степени произвольного поведения у дошкольников с речевыми нарушениями. Этому способствуют игры с правилами, так как они обычно носят соревновательный характер: в отличие от игр с ролью в них есть выигравшие и проигравшие. Главная задача таких игр — неукоснительно соблюдать правила. Они характерны в основном для старших дошкольников. Пример: подвижная игра «Лохматый пес». Дети выбирают ведущего на роль «Лохматого пса»- реализуется образовательная область «Социализация». Затем все занимают свои позиции. Дети произносят слова, раннее разученные для этой игры (развитие коммуникативных способностей). Затем дети подходят к ведущему и хлопают в ладоши. Он «просыпается» и бежит за детьми. В этой игре развивается ловкость, реакция, внимание, общая моторика. Вся игра проводится с музыкальным сопровождением [7].
Игры проводятся на протяжении всего обучения детей и имеют ряд особенностей. Для детей с нарушениями речи, акценты в играх делаются на развитие фонематического слуха («Подскажи словечко», «Маленький учитель»), слухового внимания («Отгадай, что звучит», «Солнце или дождик»), звукопроизношения («Придумай слова на определенный звук»), артикуляционного аппарата, мелкой и общей моторики (пальчиковые игры, физминутки).
Можно использовать игры, связанные одним героем, например куклой. Возможно включение ряда таких игр в течение месяца в перспективный план (таблица 1)
Таблица 1
Перспективный план игровой деятельности дошкольников с нарушениями речи и дошкольников с нормальным уровнем развития речи
Игра |
Основные направления коррекционной работы |
Развитие общих речевых навыков; моторики |
Сюжетно-ролевая игра “Кукла проснулась” |
-усложнение цепочки игровых действий; -формирование умения выполнять логичные бытовые действия: подъём, гимнастика, умывание, вытирание полотенцем, одевание, кормление куклы |
|
Сюжетно-ролевая игра “Купание куклы” |
-развитие цепочки игровых действий, которые отражают раздевание, купание, вытирание, одевание и укладывание куклы спать; -формирование умения детей действовать по речевой инструкции, выделять причинно-следственные связи; -применение предметов-заменителей: мыло-кубик и т.д. |
|
“Кукла учится правильно говорить” |
-выработка чёткого координированного движения органов речевого аппарата |
-весёлые упражнения для постановки какого-либо звука. -обводка буквы пальчиком, плоскостных изображений предметов |
Сюжетно-ролевая игра “Кукла заболела” |
-формирование умения брать на себя роль врача, лечить куклу – ставить градусник, давать лекарство и т.д. |
|
В игре и досуговой деятельности важно предоставлять детям с речевыми нарушениями возможность побыть лидерами, например капитаном команды или ответственным за что-либо, давать ему роли, требующие активно использовать речь. Это помогает самоутверждению ребенка и признанию со стороны других детей, а так же преодолению акцентирования внимания на своем дефекте.
Вся эта работа проводится систематически, что способствует успешной интеграции детей с речевыми нарушениями сначала в пространстве детского сада, а затем и в социуме.
Таким образом, можно сделать вывод, что игровая деятельность имеет большое влияние на социализацию детей с речевыми нарушениями в интегрированной группе. Важно, чтобы этот процесс происходил своевременно и под грамотным руководством педагога.