Доминирующие в современном обществе инклюзивные идеи и принципы базируются на эффективном функционировании сложной системы, представленной взаимодействующими подсистемами: человек с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – социальная среда как совокупность общностей со своеобразной структурой, ценностями и возможностями, в процессе адаптации к которым возникают различные барьеры и трудности:
- · институциональные (отсутствие универсального дизайна – архитектурные, транспортные и др. барьеры);
- · социальные – явления интолерантности, негативных и деструктивных стереотипов и установок по отношению к лицам с ОВЗ.
В связи с этим акцентируем то обстоятельство, что важное ресурсное обеспечение инклюзии лиц с ограниченными возможностями здоровья – это актуализация физических, интеллектуальных, личностных, духовных и творческих ресурсов личности, определяющих готовность к включению в общество и возможность преодоления различного рода трудностей, барьеров и ежедневных изменений, неизбежно возникающих в результате данного процесса. Перечисленные ресурсы обозначаются термином «психологические ресурсы», поскольку они относятся к области психической реальности личности, активизируя потенциальные возможности лиц с ОВЗ и расширяя пространство их жизнедеятельности. Выделим несколько определений центрального термина рассматриваемой в статье проблемы:
- · ресурсы– этофизические и духовные возможности личности, активизация которых определяет предотвращение или купирование стресса на основе реализации и выполнения соответствующих стратегий и программы поведения (В.А. Бодров [1]);
- · ресурсы – это эмоциональные, мотивационно-волевые, когнитивные и поведенческие конструкты, способствующие психологической устойчивости в стрессогенных / стрессовых жизненных ситуациях, а также необходимые для трансформации взаимодействия в данной ситуации (Н.Е.Водопьянова, Е.С. Старченкова [2]);
- · ресурсы – внутренние персональные характеристики (самоуважение, профессиональные умения, оптимизм, самоконтроль, жизненные ценности, система верований и др.), психические и физические состояния, волевые, эмоциональные и энергетические характеристики, необходимые для выживания, адаптации и сохранения здоровья в трудных жизненных ситуациях, служащие средствами достижения лично значимых целей (С. Хобфолл [Цит. по 3]).
На основе анализа отечественной и зарубежной литературы, систематизируем психологические конструкты и категории, относящиеся к психологическим ресурсам лиц с ограниченными возможностями здоровья (Таблица 1).
Таблица 1
Психологические ресурсы лиц с ограниченными возможностями здоровья
Автор |
Психологические ресурсы |
Александрова Л.А. Лебедева А.А. Бобожей В.В. [4] |
Субъективная витальность; жизнестойкость; толерантность к неопределенности; самоэффективность; стратегии совладания |
Л.В.Куликов [5] |
Активная жизненная установка и мотивация преодоления; отношение к стрессам как к возможности приобретения личного опыта и возможности личностного роста; сила Я-концепции; самоуважение; самооценка; ощущение собственной значимости; «самодостаточность»; позитивность и рациональность мышления; эмоционально-волевые качества; физические ресурсы |
И.В. Дубровина [6] |
Самодостаточность; интерес человека к жизни; свобода мысли и инициатива; активность и самостоятельность; ответственность и способность к риску; вера в себя и уважение другого; разборчивость в средствах достижения цели; способность к сильным чувствам и переживаниям; осознание своей индивидуальности |
С. Мадди [7] |
Жизнестойкость: вовлеченность в процесс жизни, в основе которой уверенность в себе; уверенность в подконтрольности значимых событий своей жизни и готовность их контролировать; принятие вызова жизни |
Как мы видим, психологические ресурсы – это не единичный конструкт, а система взаимосвязанных элементов, обеспечивающая запас прочности на случай резких изменений. В связи с этим целесообразно говорить о ресурсном / личностном потенциале индивида. В научной литературе представлены такие синонимы данного понятия, как развитость жизненных сил [8], жизненный потенциал [9], жизненная (личностная) продуктивность [10], «личностный потенциал» [11], личностный адаптационный потенциал [12] и др.
Жизненный потенциал личности (Г.М. Зараковский [9]) – это комплекс свойств, определяющих возможности осуществлять жизнедеятельность с тем или иным уровнем активности и полноты самореализации. Представим структуру жизненного потенциала личности:
1) статусный потенциал – комплекс устойчивых свойств, мало поддающихся трансформациям на протяжении жизненного пути личности:
- · физиологических: уровень физического здоровья, развития и резервов организма, выраженность биологических потребностей;
- · психологических: уровень общей активности, способностей, мотивации достижения и самоэффективности личности, выраженность базовых психологических потребностей;
- · культурных: система ценностей, нравственных норм, идеалов, образованность, выраженность высших психологических потребностей.
2) ситуационный потенциал – ядро жизнедеятельности, базовый элемент потребностей, интересов, ценностей, мотивационных тенденций личности: ощущение своей силы, желание активно действовать, чувство радости от самого факта своей жизни.
В процессе внедрения инклюзивных практик особую роль приобретают адаптационные способности лиц с ОВЗ, предопределяющие возможность сохранения нормальной работоспособности и высокой эффективности деятельности в условиях психогенного воздействия внешней среды. Личностный адаптационный потенциал (А.Г. Маклаков [12]), определяющий прогноз успешности адаптации личности к трудным ситуациям и скорость восстановления психического равновесия, включает:
- · нервно-психическую устойчивость как условие обеспечения толерантности к стрессу;
- · самооценку личности – ядро саморегуляции, соотносящее условия деятельности с возможностями;
- · ощущение социальной поддержки, обусловливающее чувство собственной значимости для окружающих;
- · уровень конфликтности личности;
- · опыт социального общения.
Количество ресурсов, которыми располагает человек с ограниченными возможностями здоровья, определяет выбор стратегии совладания со стрессом. В стрессовых ситуациях низкий ресурсный потенциал обусловливает оборонительную позицию и выбор пассивных стратегий совладания с целью сохранения имеющихся ресурсов. Помимо этого уход от трудных ситуаций определяет использование механизмов психологических защит, что связано с доминированием: склонности к «идущему вниз социальному сравнению», восприятию мира как источника опасностей, низкую самооценку, пессимистическое настроение и др. характеристики. Лица, предпочитающие конструктивно преобразующие стратегии, обладают высоким ресурсным потенциалом, который включает: оптимистическое мировоззрение, положительную самооценку, реалистический подход к жизни и выраженную мотивацию достижения [Цит. по 13]. Помимо этого высокий ресурсный потенциал коррелирует с преодолением стресса и фрустрирующих обстоятельств, а не защитами от него. Разведем понятия «копинг-стратегии» и «психологические защиты».
Копинг-стратегии – это деятельность личности, направленная на поддержание или сохранение баланса между внешними требованиями и психологическими ресурсами, удовлетворяющими требования; это своеобразные актуальные ответы личности на воспринимаемую угрозу и способ управления стрессом.Копинги «пластичны» и позволяют приспособиться к ситуации; нацелены на перспективу и связаны с реалистическим восприятием и способностью к объективному отношению к самому себе. В зависимости от сферы выделяются следующие копинги:
- · когнитивная сфера – отвлечение и проблемный анализ;
- · эмоциональная сфера – эмоциональная разрядка, сохранение самообладания, оптимизм, пассивное сотрудничество и др.;
- · поведенческая сфера – отвлечение, альтруизм, активное избегание, поиск поддержки, конструктивная активность [14].
Часть авторов дифференцирует в копинг-ресурсах ресурсы личности и социальной среды [15]:
1) ресурсы личности – это ресурсы когнитивной сферы:
- · возможности, позволяющие оценивать воздействие социальной среды, в которую включен человек;
- · Я-концепция;
- · интернальный локус контроля – умение контролировать свою
жизнь и нести ответственность за нее; - · аффилиация – сформированность навыков и умений взаимодействия и общения с окружающими, социальная компетентность, стремление быть вместе с людьми;
- · эмпатия – сопереживание окружающим людям;
- · позиция человека по отношению к жизни, смерти, любви, вере;
- · духовность человека, ценностная мотивационная структура
личности;
2) ресурсы социальной среды – система социальной поддержки (окружение, в котором живет человек – семья, общество) и социально-поддерживающий процесс (умение находить, принимать и оказывать социальную поддержку).
В отличие от копингов психологические защиты – это пассивно-оборонительные формы реагирования в патогенной жизненной ситуации, основанные на спонтанном изживании последствий психической травмы, предохраняющие от фрустрирующих чувств и мыслей, блокирующие развития психофизиологических нарушений. Выделяются несколько специфических особенностей психологических защит: отсутствие приспособленности к требованиям ситуации, ригидность; стремление к более быстрому уменьшению возникшего эмоционального напряжения; создание возможности лишь разового снижения напряжения («здесь и теперь»); искажение восприятия действительности и самого себя (З. Фрейд, 2002; И.Г. Малкина-Пых, 2010).
В целом, негативные эффекты включения лиц с ОВЗ в общество создают предпосылки для комплекса нарушений психофизического и социального здоровья личности, отражаясь на социальном функционировании и субъективном качестве жизни. В связи с этим в ресурсном потенциале лиц с ОВЗ особое внимание должно уделяться вопросам отношения к своему здоровью.
Здоровье является важным элементом системы социокультурной детерминации, определяемым индивидуальной «культурой здоровья», т.е. ценностными ориентациями, целями, установками и стратегиями конкретного индивидуума. В совокупности это указывает на макродетерминацию здоровья и на внутриличностные механизмы его регуляции, которые предполагают своеобразие и свободное самоопределение человека [16, 17]. Поэтому блокировка психической активности на определенном уровне вследствие стрессогенных внешних воздействий, нарушает оптимальный режим функционирования всех остальных уровней и системы в целом, предопределяя возникновение дезадаптивных состояний, трудностей решения проблем [17].
Можно выделить ряд компонентов, относящихся к психическому здоровью каждого человека:
- · представление о здоровье и болезни;
- · эмоциональное отношение к проблемам здоровья, их субъективная оценка и переживание;
- · эмоциональный настрой, обусловленный общим самочувствием;
- · поведенческие стереотипы, направленные на преодоление и поддержание здоровья.
На основе этого в теории социальной перцепции здоровья выделены три валеоустановки – основные характеристики психических структур, отвечающие за состояние здоровья личности [17]:
1. Сформированность представлений о здоровье и болезни: дифференцированное и конкретное восприятие болезни по сравнению с состоянием здоровья, что обусловлено сознательной фокусировкой на явлениях рассогласования; дефицитарность, недостаточность собственных ресурсов человека для поддержания здоровья; позиция отказа от индивидуальной ответственности за собственное здоровье, перемещение ее под ответственность государства и общества; зависимость представлений о здоровье от принадлежности человека к определенной социальной группе – профессиональной, гендерной, возрастной и др., определяющих социальную перцепцию здоровья.
2. Позитивный эмоциональный настрой, базирующийся на использовании внутриличностных ресурсов, определяющий осознание потенциала здоровья и специфику отношений к себе, другим, к жизни в целом.
3. Индивидуальные активные поведенческие стратегии в отношении укрепления здоровья и преодоления болезней («установка быть здоровым»), определяемые характером включенности субъекта в социальную практику оздоровления. Их структура представлена когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферам личности: эмоциональное отношение к собственному здоровью и его ресурсам отражается в индивидуально-личностном своеобразии, субъектности; когнитивный и поведенческий компоненты – интерперсональные феномены, форма и содержание которых зависит от характера распространенных социальных представлений и выработанных культурой стратегий и практик оздоровления. Указанное подчеркивает значимость духовных, нравственных и ценностно-смысловых аспектов психического и личностного здоровья лиц с ОВЗ.
В рамках ресурсного подхода С. Хобфолла отмечается, что ресурсы могут «консервироваться» – приобретаться, сохраняться, восстанавливаться, преумножаться и перераспределяться в зависимости от ценностных ориентаций личности, что обеспечивает возможность адаптации к вариативным условиям внешней среды [Цит. по 3]. В случаях, когда определенные ресурсы утрачиваются, сохранные ресурсные структуры выполняют функцию ограничения негативного воздействия ситуации, предотвращая запуск стрессовых реакций и блокируя возникновение деструктивных последствий для психики. Именно поэтому ресурсы – это своеобразная буферная зона для психофизического здоровья человека, системное строение которой обладает резервом компенсации и замещения.
Наряду с психологическими ресурсами как характеристиками личности, способствующими включению в общество, можно выделить характеристики блокирующие успешность данного процесса. К ним относится виктимность и ее психологические предпосылки: деформация границ психологического пространства, негативные коммуникативные установки, специфика ценностных ориентаций, комплексы неполноценности, психотравмы и др. [18, 19]. Виктимность определяет фиксированное, негибкое построение отношений с собой и окружающими на основе действия механизма отчуждения, попытках разрешить трудную жизненную ситуацию неадекватными способами, то есть непродуктивную (защитную) адаптацию к жизни. Поэтому психологическое сопровождение лиц с ОВЗ в процессе инклюзии предполагает не коррекцию недостатков, а поиск скрытых ресурсов развития личности: опору на собственные возможности и создание на этой основе психологических, социальных и педагогических условий для реконструкции образа мира, образа Я и построения продуктивных связей с самим собой, другими людьми, миром в целом; формирование адаптивности – способности самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с собой и окружающими как в благоприятных, так и в трудных жизненных ситуациях [15].
Таким образом, психологические ресурсы лиц с ограниченными возможностями здоровья – это совокупность взаимосвязанных внутренних персональных характеристик, которая: обусловливает активизацию возможностей лиц с ОВЗ в процессе инклюзии их в общество, способствует расширению социального пространства жизнедеятельности; предотвращает запуск стрессовых реакций и блокирует возникновение деструктивных последствий для психики вследствие преодоления различного рода трудностей, барьеров, стрессогенных ситуаций и ежедневных изменений, возникающих в результате данного процесса.