Полный текст статьи
Печать

Доминирующие в современном обществе инклюзивные идеи и принципы базируются на эффективном функционировании сложной системы, представленной взаимодействующими подсистемами: человек с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – социальная среда как совокупность общностей со своеобразной структурой, ценностями и возможностями, в процессе адаптации к которым возникают различные барьеры и трудности:

  • · институциональные (отсутствие универсального дизайна – архитектурные, транспортные и др. барьеры);
  • · социальные – явления интолерантности,  негативных и деструктивных стереотипов и установок по отношению к лицам с ОВЗ.

В связи с этим акцентируем то обстоятельство, что важное ресурсное обеспечение инклюзии лиц с ограниченными возможностями здоровья – это актуализация фи­зических, интеллектуальных, личностных, духовных и творческих ресурсов личности, определяющих готовность к включению в общество и возможность преодоления различного рода трудностей, барьеров и ежедневных изменений, неизбежно возникающих в результате данного процесса. Перечисленные ресурсы обозначаются термином «психологические ресурсы», поскольку они относятся к области психической реальности личности, активизируя потенциальные возможности лиц с ОВЗ и расширяя пространство их жизнедеятельности. Выделим несколько определений центрального термина рассматриваемой в статье проблемы:

  • · ресурсы– этофизические и духовные возможности личности, активизация которых определяет предотвращение или купирование стресса на основе реализации и выполнения соответствующих стратегий и программы поведения (В.А. Бодров [1]);
  • · ресурсы – это эмоциональные, мотивационно-волевые, когнитивные и поведенческие конструкты, способствующие психологической устойчивости в стрессогенных / стрессовых жизненных ситуациях, а также необходимые для трансформации взаимодействия в данной ситуации (Н.Е.Водопьянова, Е.С. Старченкова [2]);
  • · ресурсы – внутренние персональные характеристики (самоуважение, профессиональные умения, оптимизм, самоконтроль, жизненные ценности, система верований и др.), психические и физические состояния, волевые, эмоциональные и энергетические характеристики, необходимые для выживания, адаптации и сохранения здоровья в трудных жизненных ситуациях, служащие средствами достижения лично значимых целей (С. Хобфолл [Цит. по 3]).

На основе анализа отечественной и зарубежной литературы, систематизируем психологические конструкты и категории, относящиеся к психологическим ресурсам лиц с ограниченными возможностями здоровья  (Таблица 1).

Таблица 1

 

Психологические ресурсы лиц с ограниченными возможностями здоровья

 

Автор

Психологические ресурсы

Александрова Л.А.

Лебедева А.А.

Бобожей В.В.

[4]

Субъективная витальность;

жизнестойкость;

толерантность к неопределенности;

самоэффективность;

стратегии совладания

Л.В.Куликов

[5]

Активная жизненная установка и мотивация преодоления;

отношение к стрессам как к возможности приобретения личного опыта и возможности личностного роста;

сила Я-концепции;

самоуважение;

самооценка;

ощущение собственной значимости;

«самодостаточность»;

позитивность и рациональность мышления;

эмоционально-волевые качества;

физические ресурсы

И.В. Дубровина

[6]

Самодостаточность;

интерес человека к жизни;

свобода мысли и инициатива;

активность и самостоятельность;

ответственность и способность к риску;

 вера в себя и уважение другого;

разборчивость в средствах достижения цели;

способность к сильным чувствам и переживаниям;

осознание своей индивидуальности

С. Мадди

[7]

Жизнестойкость:

вовлеченность в процесс жизни, в основе которой уверенность в себе;

уверенность в подконтрольности значимых событий своей жизни и готовность их контролировать;

принятие вызова жизни

 

Как мы видим, психологические ресурсы – это не единичный конструкт, а система взаимосвязанных элементов, обеспечивающая запас прочности на случай резких изменений. В связи с этим целесообразно говорить о ресурсном / личностном потенциале индивида. В научной литературе представлены такие синонимы данного понятия, как развитость жизненных сил [8], жизненный потенциал [9], жизненная (личностная) продуктивность [10], «личностный потенциал» [11], личностный адаптационный потенциал [12] и др.

Жизненный потенциал личности (Г.М. Зараковский [9]) – это комплекс свойств, определяющих возможности осуществлять жизнедеятельность с тем или иным уровнем активности и полноты самореализации. Представим структуру жизненного потенциала личности:

1) статусный потенциал – комплекс устойчивых свойств, мало поддающихся трансформациям на протяжении жизненного пути личности:

  • · физиологических: уровень физического здоровья, развития и резервов организма, выраженность биологических потребностей;
  • · психологических: уровень общей активности, способностей, мотивации достижения и самоэффективности личности, выраженность базовых психологических потребностей;
  • · культурных: система ценностей, нравственных норм, идеалов, образованность, выраженность высших психологических потребностей.

2) ситуационный потенциал – ядро жизнедеятельности, базовый элемент потребностей, интересов, ценностей, мотивационных тенденций личности: ощущение своей силы, желание активно действовать, чувство радости от самого факта своей жизни.

В процессе внедрения инклюзивных практик особую роль приобретают  адаптационные способности лиц с ОВЗ, предопределяющие возможность сохранения нормальной работоспособности и высокой эффективности деятельности в условиях психогенного воздействия внешней среды. Личностный адаптационный потенциал (А.Г. Маклаков [12]), определяющий прогноз успешности адаптации личности к трудным ситуациям и скорость восстановления психического равновесия, включает:

  • · нервно-психическую устойчивость как условие обеспечения толерантности к стрессу;
  • · самооценку личности – ядро саморегуляции, соотносящее условия деятельности с возможностями;
  • · ощущение социальной поддержки, обусловливающее чувство собственной значимости для окружающих;
  • · уровень конфликтности личности;
  • · опыт социального общения.

Количество ресурсов, которыми располагает человек с ограниченными возможностями здоровья, определяет выбор стратегии совладания со стрессом. В стрессовых ситуациях низкий ресурсный потенциал обусловливает оборонительную позицию и выбор пассивных стратегий совладания с целью сохранения имеющихся ресурсов. Помимо этого уход от трудных ситуаций определяет использование механизмов психологических защит, что связано с доминированием: склонности к «идущему вниз социальному сравнению», восприятию мира как источника опасностей, низкую самооценку, пессимистическое настроение и др. характеристики.  Лица, предпочитающие конструктивно преобразующие стратегии, обладают высоким ресурсным потенциалом, который включает:  оптимистическое мировоззрение, положительную самооценку, реалистический подход к жизни и выраженную мотивацию достижения [Цит. по 13]. Помимо этого высокий ресурсный потенциал коррелирует с преодолением стресса и фрустрирующих обстоятельств, а не защитами от него. Разведем понятия «копинг-стратегии» и «психологические защиты».

Копинг-стратегии – это деятельность личности, направленная на поддержание или сохранение баланса между внешними требованиями и психологическими ресурсами, удовлетворяющими требования; это своеобразные актуальные ответы личности на воспринимаемую угрозу и способ управления стрессом.Копинги «пластичны» и позволяют приспособиться к ситуации; нацелены на перспективу и связаны с реалистическим восприятием и способностью к объективному отношению к самому себе. В зависимости от сферы выделяются следующие копинги:

  • · когнитивная сфера – отвлечение и проблемный анализ;
  • · эмоциональная сфера – эмоциональная разрядка, сохранение самообладания, оптимизм, пассивное сотрудничество и др.;
  • · поведенческая сфера – отвлечение, альтруизм, активное избегание, поиск поддержки, конструктивная активность [14].

Часть авторов дифференцирует в копинг-ресурсах ресурсы личности и социальной среды [15]:

1) ресурсы личности – это ресурсы когнитивной сферы:

  • · возможности, позволяющие оценивать воздействие социальной среды, в которую включен человек;
  • · Я-концепция;
  • · интернальный локус контроля – умение контролировать свою
    жизнь и нести ответственность за нее;
  • · аффилиация – сформированность навыков и умений взаимодействия и общения с окружающими, социальная компетентность, стремление быть вместе с людьми;
  • · эмпатия – сопереживание окружающим людям;
  • · позиция человека по отношению к жизни, смерти, любви, вере;
  • · духовность человека, ценностная мотивационная структура
    личности;

2) ресурсы социальной среды – система социальной поддержки (окружение, в котором живет человек – семья, общество) и социально-поддерживающий процесс (умение находить, прини­мать и оказывать социальную поддержку).

В отличие от копингов психологические защиты – это пассивно-оборонительные формы реагирования в патогенной жизненной ситуации, основанные на спонтанном изживании последствий психической травмы, предохраняющие от фрустрирующих чувств и мыслей, блокирующие развития психофизиологических нарушений. Выделяются несколько специфических особенностей психологических защит: отсутствие приспособленности к требованиям ситуации, ригидность; стремление к более быстрому уменьшению возникшего эмоционального напряжения; создание возможности лишь разового снижения напряжения («здесь и теперь»); искажение восприятия действительности и самого себя (З. Фрейд, 2002; И.Г. Малкина-Пых, 2010).

В целом, негативные эффекты включения лиц с ОВЗ в общество создают предпосылки для комплекса нарушений психофизического и социального здоровья личности, отражаясь на социальном функционировании и субъективном качестве жизни. В связи с этим в ресурсном потенциале лиц с ОВЗ особое внимание должно уделяться вопросам отношения к своему здоровью.

Здоровье является важным элементом системы социокультурной детерминации, определяемым индивидуальной «культурой здоровья», т.е. ценностными ориентациями, целями, установками и стратегиями конкретного индивидуума. В совокупности это указывает на макродетерминацию здоровья и на внутриличностные механизмы его регуляции, которые предполагают своеобразие и свободное самоопределение человека [16, 17]. Поэтому блокировка психической активности на определенном уровне вследствие стрессогенных внешних воздействий, нарушает оптимальный режим функционирования всех остальных уровней и системы в целом, предопределяя возникновение дезадаптивных состояний, трудностей решения проблем [17].

Можно выделить ряд компонентов, относящихся к психическому здоровью каждого человека:

  • · представление о здоровье и болезни;
  • · эмоциональное отношение к проблемам здоровья, их субъективная оценка и переживание;
  • · эмоциональный настрой, обусловленный общим самочувствием;
  • · поведенческие стереотипы, направленные на преодоление и поддержание здоровья.

На основе этого в теории социальной перцепции здоровья выделены три валеоустановки – основные характеристики психических структур, отвечающие за состояние здоровья личности [17]:

1. Сформированность представлений о здоровье и болезни: дифференцированное и конкретное восприятие болезни по сравнению с состоянием здоровья, что обусловлено сознательной фокусировкой на явлениях рассогласования; дефицитарность, недостаточность собственных ресурсов человека для поддержания здоровья; позиция отказа от индивидуальной ответственности за собственное здоровье, перемещение ее под ответственность  государства и общества; зависимость представлений о здоровье от принадлежности человека к определенной социальной группе – профессиональной, гендерной, возрастной и др., определяющих социальную перцепцию здоровья.

2. Позитивный эмоциональный настрой, базирующийся на использовании внутриличностных ресурсов, определяющий осознание потенциала здоровья и специфику отношений к себе, другим, к жизни в целом.

3. Индивидуальные активные поведенческие стратегии  в отношении укрепления здоровья и преодоления болезней («установка быть здоровым»), определяемые характером включенности субъекта в социальную практику оздоровления.  Их структура представлена когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферам личности: эмоциональное отношение к собственному здоровью и его ресурсам отражается в индивидуально-личностном своеобразии, субъектности; когнитивный и поведенческий компоненты – интерперсональные феномены, форма и содержание которых зависит от характера распространенных социальных представлений и выработанных культурой стратегий и практик оздоровления. Указанное подчеркивает значимость духовных, нравственных и ценностно-смысловых аспектов психического и личностного здоровья лиц с ОВЗ.

В рамках ресурсного подхода С. Хобфолла отмечается, что ресурсы могут «консервироваться» – приобретаться, сохраняться, восстанавливаться, преумножаться и перераспределяться в зависимости от ценностных ориентаций личности, что обеспечивает возможность адаптации к вариативным условиям внешней среды [Цит. по 3]. В случаях, когда определенные ресурсы утрачиваются,  сохранные ресурсные структуры выполняют функцию ограничения негативного воздействия ситуации, предотвращая запуск стрессовых реакций и блокируя возникновение деструктивных последствий для психики. Именно поэтому ресурсы – это своеобразная буферная зона для психофизического здоровья человека, системное строение которой обладает резервом компенсации и замещения.

Наряду с психологическими ресурсами как характеристиками личности, способствующими включению в общество, можно выделить характеристики блокирующие успешность данного процесса. К ним относится виктимность и ее психологические предпосылки: деформация границ психологического пространства, негативные коммуникативные установки, специфика ценностных ориентаций, комплексы неполноценности, психотравмы и др. [18, 19]. Виктимность определяет фиксиро­ванное, негибкое построение отношений с собой и окружающими на основе действия механизма отчуждения, попытках разрешить трудную жизненную ситуацию неадекватными способами, то есть непродуктивную (защитную) адаптацию к жизни. Поэтому психологическое сопровождение лиц с ОВЗ в процессе инклюзии предпола­гает не коррекцию недостатков, а поиск скрытых ресур­сов развития личности: опору на собственные возможности и со­здание на этой основе психологических, социальных и педаго­гических условий для реконструкции образа мира, образа Я и построения продуктивных связей с самим собой, другими людьми, миром в целом; формирование адаптивности – способности самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с собой и окружающими как в благоприятных, так и в трудных жиз­ненных ситуациях [15].

Таким образом, психологические ресурсы лиц с ограниченными возможностями здоровья – это совокупность взаимосвязанных внутренних персональных характеристик, которая: обусловливает активизацию возможностей лиц с ОВЗ в процессе инклюзии их в общество, способствует расширению социального пространства жизнедеятельности; предотвращает запуск стрессовых реакций и блокирует возникновение деструктивных последствий для психики вследствие преодоления различного рода трудностей, барьеров, стрессогенных ситуаций и ежедневных изменений, возникающих в результате данного процесса.