Полный текст статьи
Печать

Особенностью современного общества является динамическая смена социально-экономических тенденций. Буквально каждый год, в какой либо сфере происходит смена существующих парадигм – новые экономические, инновационные, политические или социальные вызовы. Вместе с тем медленно, но неотвратимо меняется сам человек. Существовавшие ранее механизмы социального инжиниринга перестают работать, появляется запрос на новые приемы и технологии.

В таких условиях система образования вынуждена модернизироваться в соответствии с новыми вызовами. Основные направления трансформации закреплены в таких документах как «Концепция развития образования РФ до 2020 г». Ключевыми позициями тут становится провозглашение перехода от культуры усвоения к культуре поиска, дискуссии и обновления, важность индивидуальных образовательных траекторий (подчеркивание важности образования как самостоятельного выбора, а не навязанного бремени), введение проектного подхода к обучению. Таким образом, происходит смена образовательных парадигм. Теперь взаимоотношения педагога и студента строятся не на основании жестко иерархической структуры, а на основании партнерских отношений. Уходит стандартная форма проведения занятий в форме лекции-семинара в пользу разработки конкретного практического кейса [1].

Необходимость этих изменений проистекает из практической необходимости, социального запроса, идущего с одной стороны от производства, с другой от обучающихся.

Одним из способов внедрения новых трендов в образовательный процесс становится использование креативных технологий. Особенностью данных технологий является ориентирование на творческие способности обучающихся, их способности создавать инновационный продукт. Основные знания, компетенции усваиваются в процессе созидания, таким образом, оказываются не новостным со стороны «знанием», а собственным выработанным достижением. Это должно обогатить образовательный процесс и способствовать улучшению освоению учебной дисциплины.

Одним из полей применения креативных технологий является их использование в рамках учебной дисциплины «Менеджмент» для учащихся системы профессионального образования. Дисциплина «Менеджмент» относится к циклу обще профессиональных дисциплин ООП среднего профессионального образования. Учебная  дисциплина  «Менеджмент»  входит  в  основную профессиональную    образовательную    программу среднего профессионального образования углубленной подготовки

Цель  изучения  дисциплины: дать  учащимся  теоретические  и практические  знания,  позволяющие  ускорить  их  профессиональную адаптацию к деятельности современных организаций и оптимизировать их будущую работу с учетом последних достижений и передового опыта в области менеджмента.

Задачами изучения  дисциплины являются проследить  эволюцию  развития управленческой  мысли  и  менеджмента,  раскрыть  сущность  положений современной  концепции  менеджмента,  его  роли  в  развитии  российской экономики.

Учебный курс включает в себя следующие темы: цели и задачи управления организациями различных  организационно-правовых  форм; функции  менеджмента; внутренняя  и  внешняя  среда  организации; основы  теории  принятия управленческих решений; стратегический менеджмент; система мотивации труда; управление  рисками; управление  конфликтами; психология менеджмента; информационные  технологии  в  сфере  управления производством; особенности  менеджмента  в  области  профессиональной деятельности [2].

Среди огромного перечня креативных технологий в образовательной деятельности, нами была выбрана технология «морфологического анализа». Основным ее преимуществом является то, что кроме несомненных педагогических результатов она дает четкий и ясный алгоритм решения конкретных производственных (в том числе и инженерных) и бытовых задач.

Морфологический анализ - основан на подборе возможных решений для отдельных частей задачи (так называемых морфологических признаков, характеризующих устройство) и последующем систематизированном получении их сочетаний (комбинировании). Относится к эвристическим методам [3].

Метод разработан швейцарским астрономом Фрицем Цвикки. Используя его, ученый смог добиться выдающихся достижений в области ракетостроения и астрономии. На счету ученого 16 патентов, огромное количество открытых звезд и галактик.

Сутью морфологического анализа стал алгоритм решения поставленной задачи. Ниже приведены основные шаги данного алгоритма.

1. Выясняется цель задачи - анализ системы, поиск возможных вариантов ее функционирования.

2. Выделяют узловые точки (оси, отдельные части задачи), которые характеризуют разрабатываемую систему с позиции ранее сформулированной цели. Это могут быть частные функции подсистем, принципы их работы, их форма, расположение, характеристики и свойства (состояние вещества и энергии, вид совершаемого движения, физические, химические, биологические, психологические, потребительские свойства и т. д.). Удобно предварительно (допустим, из анализа аналогичной системы) построить соответствующую блок-схему (функционирования, принципа действия, структурную схему), элементы которой и образуют узлы.

Количество узлов, выделяемых на этом уровне, ограничивается возможностями исследователя. Обычно для ручной обработки выделяются от 4 до 7 узлов. При работе на вычислительной технике – в зависимости от возможностей системы и времени, которое можно затратить на анализ. Рекомендуется сначала выявлять наиболее общие узлы, а затем уже для второстепенных, мелких, или тех, что были выявлены уже в процессе анализа.

3. Для каждой узловой точки предлагаются варианты решений: либо исходя из личного опыта (зависит от эрудиции), либо беря их из справочников и банков (баз) данных (то есть на каждую ось нанизываются возможные решения, по аналогии со счетами).

4. Проводят полный перебор всех вариантов решений (каждый раз берут по одному варианту для каждой оси) с проверкой комбинаций на соответствие условиям задачи, на несовместимость отдельных вариантов в предлагаемой их общей группе, на реализуемость и иные условия.

Формальное комбинирование вариантов создает впечатление процесса, доведенного до автоматизма. Но творческая составляющая метода очень существенна и зависит от следующих факторов:

А. интуитивное выделение узлов и их признаков, состава вариантов. Отсутствие уверенности, что учтены все (и особенно, перспективные) узлы и варианты;

Б. конкретное решение является следствием анализа просматриваемых комбинаций, возникновения продуктивных ассоциаций и образов.

Цвейгом было предложено три методики в рамках морфологического анализа:

1) метод отрицания и конструирования (МОК);

2) метод систематического покрытия поля (МСПП);

3) метод морфологического ящика (ММЯ).

Метод отрицания и конструирования строиться на принципе, что любое утверждение или техническое решение не может быть абсолютно верным, и не подвергаться сомнению.

На практике данный метод реализуется следующим образом. В предмете, выбранном для анализа (это может быть некая научная теория, реально существующий прибор или предмет обихода, продукт социальной инженерии и т.д.) выделаются признаки, характеристики или показатели, максимально необходимые для выполнения тех полезных действий, которые должен выполнят этот предмет. Затем один из признаков подвергается процедуре «отрицания» - он заменяется на другой признак, не обязательно противоположный отброшенному. На третьем этапе «предмет» вновь собирается (умозрительно или реально) с уже измененным признаком, и проверяется на работоспособность.

Например, при разработке нового объекта на основе настенных часов можно отрицать их свойство «показывать местное время» и заменить его, в зависимости от назначения, такими:

а) показывать время, оставшееся до конца заданного интервала (например, до конца рабочей смены);

б) показывать время с момента восхода солнца;

в) показывать температуру, давление или еще какую-нибудь погодную характеристику или их комбинацию;

г) показывать фазу луны, уровень солнечной активности или иной космический фактор, влияющий на здоровье и самочувствие.

Основным положением метода систематического покрытия поля является предположение, что в любом исследуемом поле есть «опарные точки знания». Такими опорными точками знания могут быть открытые законы функционирования поля, теории, эмпирические факты и наблюдения – в общем все, что можно считать «известным» в рамках данного поля. Согласно методу необходимо экстраполировать известные положения «опорных точек знания» в область неизвестного. Таким образом часть исследуемого поля будет перекрыта, и будут выделены еще не известные опорные точки знания, или примерное место их нахождения.

Данный метод сам Цвейг использовал для своих астрономических поисков и с помощью него были открыто множество новых астрономических тел.

Особенностью данного метода является то, что он максимально ориентирован не на решении изобретательских или инженерных задач, а на научные исследования.

Самым известным методом, из предложенных Ф. Цвейгом является метод морфологического ящика. Его преимуществами является четкая алгоритмизация процесса, относительная простота. Однако частое «механическое» следование методу привело к его дискредитации в глазах практиков.

Алгоритм, предлагаемый в рамках данного метода, имеет пять стадий:

  1. Точно сформулировать проблему, подлежащую решению.
  2. Выявить и охарактеризовать все параметры, которые могли бы войти в решение заданной проблемы.
  3. Сконструировать «морфологический ящик» или многомерную матрицу, содержащую все решения заданной проблемы.
  4. Все решения, содержащиеся в морфологическом ящике, внимательно проанализировать и оценить с точки зрения целей, которые должны быть достигнуты.
  5. Выбрать и реализовать наилучшие решения (при условии наличия необходимых средств). Этот этап практической реализации требует дополнительного морфологического изучения.

Простейший пример морфологического ящика показан в таблице 1.

Таблица 1 

Морфологическая матрица для объекта «Печь для дачного домика» 

 

Параметры

Варианты

А

Материал корпуса

1. Сталь

2. Чугун

3. Кирпич

4. Другое

Б

Материал дымовой трубы

1. Сталь

2. Асбоцемент

3. Кирпич

4. Другое

В

Вид топлива

1. Дрова

2. Солома

3. Хворост

4. Уголь

5. Другое

Г

Форма топливника

1. Вертикальный

2. Горизонтальный

Д

Средства аккумулирования тепла

1. Водяной бачок

2. Засыпка песком или золой

3. Обкладка кирпичом

4. Тепловая камера, заполненная камнем

5. Другое

Е

Вывод трубы

1. Через окно

2. Через потолок

Ж

Средства пожарной безопасности

1. Металлический поддон

2. Асбестовая подкладка

3. Ножки

4. Нет

И

Устройства для приготовления пищи

1. Одна конфорка

2. Две конфорки

3. Нет

 

В матрице таблицы содержится чуть боле 14 тысяч вариантов печи (точное количество – 14400). Каждый вариант можно описать примерно такой формулой -  А1Б3В2Г1Д3Е2Ж3И1, что означает: стальная печь с каменной трубой, выводимой через потолок, топится дровами, топливник вертикальный, теплоаккумулирующая емкость представляет собой бочек с водой, печь стоит на ножках, имеет одну конфорку [4].

Как видно, морфологический анализ является великолепным инструментов для решения сложных задач и создания принципиально нового продукта. В рамках учебной дисциплины «менеджмент» данный метод используется для решения управленческих задач.

Программа проведения учебного занятия по дисциплине «Менеджмент» с использованием приема «морфологический анализ» выглядит следующим образом. В начале занятия обучающиеся разбиваются на несколько равных «рабочих групп». Все группам дается единое задание, сформулированное в виде некой управленческой проблемы. Например, для специальности «Технология машиностроения» было предложена проблема мотивации рабочего персонала автомобильного сервиса. К заданию даются «вводные». Это описание производства, ситуации на рынке, уровень, конкуренты, внутренняя политика, реализуемая раньше и т.п. – вся информация, которая может потребоваться для разработки управленческого решения. Главным условием выполнения задания является применение одного из методов морфологического анализа. Чаще всего используются морфологический ящик и метод отрицания и конструирования. На выполнения задания отводится два академических часа. В некоторых случаях задание выдавалась в качестве «домашней работы». В таком случае достигались очень интересные результаты, однако педагог лишался возможности контролировать ход выполнения задания.

Проекты, разработанные в ходе задания каждая «рабочая группа» должна защищать перед всеми обучающимися. Форма презентации не оговаривается, однако творчество в данном случае приветствуется.

Созданные студентами проекты оцениваются по нескольким критериям: реализуемость, креативность, точность используемого метода, презентация, командности в работе. Однако как таковых оценок за это задание не выставляется, а победители отмечаются аплодисментами или иной формой поощрения. Лучшее проекты предлагается разрабатывать в качестве научных работ для научной программы фестиваля «Студенческая весна».

Кроме решения управленческих задач данная методика используется для занятий в рамках предпринимательская деятельность. Обучающимся предлагается с помощью данного метода составить бизнес-план предприятия, описать его деятельность, позиционирование на рынке, целевую аудиторию и т.д.

Благодаря такой организаций проведения учебного занятия удалось повысить интерес к изучаемой дисциплине, повлиять на развитие творческих способностей, способствовать улучшению навыков командной работы. В дальнейшем мы планирует расширить