Полный текст статьи
Печать

Мифологизация сознания в России представляет собой реальную угрозу политической и социальной безопасности общества. Процессы социальной дифференциации общества, сохранения национально-государственной целостности и идентичности, трансформация массового сознания, атомизация общества и др. – реалии переходного периода в нашей стране, который опасно затянулся. До сих пор власть не выработала общенациональной идеи, способной сплотить все общество. Национальные цели не могут быть заданны. Но их определением занимаются политические партии и власть. Им необходимо понять объективную сущность этих целей и донести до сознания граждан в доступной форме [1, с. 11]. Не менее важной проблемой этого периода, и на это указывают многие социальные и политические исследователи, является уязвимость транзитологического сознания. Утратив веру (в себя или высшие силы, это уже не важно) люди ищут опору в жизни, создавая при этом новые мифы, заменяющие в сознании невыносимый достоверный образ страшной действительности условным образом, с которым можно «ужиться» [2, с. 184]. А в наш мир при этом приходит астрология, магия, НЛО – новое язычество с новыми мифами [3, с. 46].

Интересен факт, что если мы говорим о периодах стабильности, то употребляем термин «общественное сознание», но в периоды «смуты», когда речь идет о периодах слома привычной структуры государства, разрыве культурных и социальных связей, утрате личностью оснований самоидентификации и культурных ориентиров, более приемлем термин «массовое сознание», границы которого подвижны и имеют высокую «проницаемость».

Массовое сознание является тем символическим, смысловым полем, внутри которого кристаллизуются различные типы сознания, его констелляции, находящиеся в некоем балансе, обеспечивающем внутреннюю стабильность всей системы и в то же время позволяющем воспринимать социальную реальность [4, с. 89-100]. Не последнее место в нем занимает и мифологическая составляющая. Заявления о том, что мифологии нет места в современном рационализированном сознании, необоснованны. Мифологические представления изменяются и сохраняются в подсознании во фрагментарном виде. При этом их носители не осознают связи с универсальными мифологическими концептами [5, с. 6] и вряд ли представляют опасность, которую несут в себе эти представления. Мы говорим сейчас не об архаичной мифологии, которая формировала и структурировала общество, поддерживала традиции и непрерывность племенной культуры, а о современной российской мифологии. О ее существовании и угрозах обществу неоднократно говорили многие исследователи, например, академик Г.В. Осипов, С.Г. Кара-Мурза и другие.  

В современном обществе мифы рождаются не стихийно, самой жизнью, а создаются намеренно. Мифология становится результатом сознательного и целенаправленного «творчества» определенных групп, находящихся у власти и пытающихся ее удержать. Структура мифов и характер их восприятия достаточно глубоко изучены, что позволило создать индустрию, фабрикующую и внедряющую мифы в массовое сознание с целью манипуляции им. СМИ здесь стоят на первом месте.

На втором этапе новой российской истории – в 1987-1991 гг. (согласно периодизации истории современной России, данной В.В. Согриным) начался не только процесс политической демократизации страны, но и процесс «демифологизации» массового сознания: шло активное развенчание коммунистических мифов, которые в период советской истории сменяли друг друга. Замена одних мифов другими не могла скрыть назревшего в конце 80-х гг. кризиса советского общества, который привел к краху всей системы. Однако пришедшие к власти «демократы» продолжили «традицию» мифологизации и манипуляции сознанием: «перестройка решит все», «рынок решит все», «приватизация решит все», «положено начало строительству демократического общества» и др. Эти мифы не были долговременными, выполнив свою функцию манипуляции сознанием, они заменяются другими. Ведь люди ждут слов, нужных народу, мыслей и даже сказок,.. которые отзовутся общенациональным делом [1, с. 14]! Люди ждут от власти той общенациональной идеи, вокруг которой сможет объединиться вся страна. Только вот нужна ли эта идея политикам? Похоже, что нет. Ведь в обстановке страха перед завтрашним днем и атомизации общества им необходим миф, создаваемый в соответствии с планом и имеющий цели, которые нужно скрыть до их полной реализации. Миф, который аккумулирует психическую энергию масс и воплотит ее в конкретных образах, продуманных заранее, а также подготовит почву для нового мифа, имеющего цель сгладить возможный социальный взрыв, причиной которого могут стать результаты уже реализованного. Например, завуалированной целью приватизации была передача собственности в руки относительно небольшой группы лиц. Параллельно был внедрен миф о ваучеризации – «справедливом» переделе государственной собственности между гражданами. Став соучастником приватизации, народ сам все «потерял», хотя эта «потеря» и была спланирована. Таким образом, миф способствовал достижению целей приватизации.

Времена, когда миф был, по выражению А.Ф. Лосева, «наивысшей по своей конкретности, максимально интенсивной и в величайшей мере напряженной реальностью..., наиболее яркой и самой подлинной действительностью» [6, с. 36], прошли. Сейчас миф – это иллюзия, ложь, условность или представление ценности в фантастической форме, сакрализированное и догматическое выражение социальных обычаев и ценностей. Кроме того, миф стал использоваться как обозначение различного рода иллюзорных представлений, умышленно применяемых господствующими в обществе силами для воздействия на массы.     

Демифологизация массового сознания на деле обернулась ремифологизацией. Что является конечной целью этого процесса, пока определить трудно, но все же определенные образы ее вырисовываются. Вновь актуализируется национальный миф. Лидеры националистических движений, мистифицируя прошлое, создают неоязыческие религиозно-мифологические системы, легко воспринимаемые массой граждан [7, с. 22-23], особенно молодежью, в памяти которой уже нет воспоминаний о тех последствиях, какие может иметь реализация подобных мифов. Не последнее слово говорит в данном процессе политическая агитация [8]. И хотя последние социологические исследования показали, что националистические идеологические конструкции не проникают в широкие слои массового сознания [9, с. 17], отсутствие национальной идеи может подготовить почву для национализма и в России.