Полный текст статьи
Печать

В силу имеющихся в последние десятилетия в аграрном секторе реформ, мы можем констатировать тенденцию в сторону увеличения часов практической подготовки обучающихся. Переход России к рыночной экономике значительно изменил содержание образовательных программ и выдвинул на передний план задачу модернизации и развития прочной практики непрерывного образования специалистов всех уровней аграрной отрасли – т. е. количественные и квалификационные потребности аграрного сектора.

С точки зрения работодателя выпускник аграрного вуза, с одной стороны, должен обладать достаточными знаниями и навыками, чтобы обеспечить производительность труда, а, с другой стороны, такими личными качествами, как ответственность, инициативность, активность, целеустремленность [1].

Проведя анализ требований, предъявляемых современным аграрным сектором к компетенциям молодого специалиста, мы с уверенностью констатируем тот факт, что специфика аграрного сектора, состоящая в климатической привязке решений агрария в связи с непредсказуемостью природно-климатических факторов, должна характеризоваться опережающей динамикой формирования компетенций.

ФГОС ВО нового поколения предъявляет высокие требования к профессиональной подготовке выпускников, способных идти в ногу с технологиями сегодняшнего дня и в короткое время адаптироваться к различной продолжительности технологических процессов в течение всей своей профессиональной карьеры. Следовательно, будущему специалисту необходимо развить в себе способность опережающего развития на основе непрерывного профессионального образования как стратегии, наилучшим образом отвечающей современным реалиям. Для этого обучаемый должен владеть весьма широким кругом современных компетенций как профессионального, так и общекультурного характера. Комплексный характер рассматриваемой проблемы ставит перед собой ряд задач. В число наиболее значимых входят: 1) значение непрерывного образования и его роль в подготовке персонала аграрного сектора, 2) роль работодателей в разработке требований к квалификации выпускников аграрных специальностей.

История вопроса о lifelong learning или LLL берет своё начало в 1990 году, когда Япония издала закон об образовании на протяжении всей жизни и учредила Национальный совет по образованию. Следом в 1996 году Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) инициировала программу, целью которой стало сделать реальностью «образование на протяжении всей жизни для всех». Впоследствии Международная комиссия по образованию в 21-м веке ЮНЕСКО объявила LLL своим главным приоритетом. В июне 2006 года в Москве состоялась встреча министров образования в рамках «Большой восьмерки» под председательством России, на которой было выработано коммюнике с 18 пунктами, одно из которых гласит:  Министры подчеркнули необходимость разработки комплексных систем образования в течение жизни от раннего детства до зрелого возраста. Они признают важность профессиональной подготовки для молодых женщин и мужчин. Непрерывное обучение укрепляет связи между образованием, производственной практикой и рынком труда, чтобы сохранить имеющиеся у каждого человека знания и навыки. 

Необходимость инициировать новый подход к образованию и профессиональному обучению вызвана широкомасштабными экономическими и социальными изменениями, ускорением технологического прогресса, постоянно меняющимся рынком труда, переходом от общества, основанного на знаниях, ограниченных детством и аудиторией, к обществу на знаниях длиною всю жизнь. В своей стратегии образования ЮНЕСКО, посвященной непрерывному образованию, Европейский Союз выдвинул следующее определение LLL: «Система образования в целом должна быть разработана таким образом, чтобы способствовать образованию на протяжении всей жизни и созданию официальных, неофициальных и неформальных возможностей для обучения людей всех возрастов ... Концепция непрерывного образования требует перехода парадигмы от идей обучения и подготовки к идее самообучения, от обучения, основанного на передаче знаний, к самообучению и саморазвитию, и от приобретения специальных навыков  к более широкому открытию и освобождению и освоению своего творческого потенциала. Этот переход необходим на всех уровнях образования и видах самообразования, будь то официальное, неофициальное или неформальное» [2]. LLL буквально означает образование на всех этапах жизненного цикла (от колыбели до старости). Однако в последнее время LLL стал определяться «life-wide», т.е. образование, охватывающие все жизненно важные области деятельности человека: от школы до его места работы, от дома до его среды обитания. Таким образом, образованное общество – это, по мнению А. Грина, это общество, предлагающее равные возможности для каждого человека независимо от его местонахождения и возраста [3]. Таким образом, следует говорить еще и такой характеристике непрерывного образования как комплиментарность или взаимодополняемость – официальное (formal), неофициальное (non-formal) и неформальное (informal) образование. Официальное образование осуществляется в рамках структурно-организованного контекста (официальное образование, корпоративное обучение), и изначально разработанное как обучение, по окончании которого выдается диплома или сертификат [3]; cуть неофициального образования состоит в том, что обучающийся участвует в ряде запланированных мероприятий, которые на первый взгляд не обозначены как образовательные, однако в них содержатся важные элементы обучения, такие как профессионально-технические навыки, приобретенные обучающимися на рабочем месте [3]; неформальное обучение определяется как образование, получаемое нами в результате повседневной жизнедеятельности, т.е. семья, работа или отдых. Оно часто рассматривается как экспериментальное образование и может, в определенной степени, определяться как случайное.

Подготовка инженеров для сельского хозяйства всегда осуществляется в высших учебных заведениях. Выпускники становятся обладателями академической степени. Изучаемые ими дисциплины носят прикладной характер. Это означает, что их официальное образование направлено на практическое решение сельскохозяйственных и социальных проблем местных регионов в частности и потребностей страны в целом. Неофициальное образование считается комплементарным по отношению к формальной форме образования. Оно может охватывать различные стороны жизнедеятельности человека, и, главным образом, профессиональную. Среди различных форм подготовки инженерных кадров вырабатывается концепция непрерывного образования, в которой немаловажную позицию занимает именно неофициальное образование. LLL относится к разработке моделей, тренажеров, систем управления различными процессами и бизнес-тренингам. Последние представляют собой такой метод обучения студентов и специалистов, при котором путем многочисленных, особым образом организованных упражнений по воссозданию и восприятию проблемных ситуаций проводится их анализ и вырабатывается эффективное разрешение. Таким образом, непрерывное профессиональное образование есть систематический рост образовательного и личностного потенциала человека в течение всей профессиональной жизни при поддержке системой государственных и общественных институтов. В настоящее время современный аграрный сектор России проходит не только ряд технических и технологических модернизаций, но и должен быть конкурентоспособным на мировом рынке, т.е. быть в высшей степени привлекательными для бизнеса, нуждающегося в новых подходах и научных исследованиях. Именно поэтому вузы заинтересованы осуществлять подготовку специалистов такого профиля в соответствии с требованиями работодателей.

Работодателями, в первую очередь, мы называем агропромышленные комплексы и предприятия, поскольку именно они выступают крупнейшими заказчиками квалифицированной рабочей силы. Итак, прежде всего, работодатели отдают предпочтение более глубокому академическому образованию. Так, в США землевладельцы, фермерские хозяйства, перерабатывающие компании, занимающиеся выращиванием культур и разведением скота, с большей охотой трудоустраивают инженеров со степенью в области сельского хозяйства, причем среди всех выпускников колледжей именно выпускники по профилю сельского хозяйства и природных ресурсов обнаруживают самые низкие показатели по безработице (7%), а выпускники с магистерской степенью обнаруживают ещё меньшие показатели (2,3%). Кроме того, сельскохозяйственные фирмы и корпорации стали принимать активное участие в академической жизни колледжей, чтобы непосредственно на месте отобрать талантливых студентов из числа их выпускников.  Американский сельхозбизнес также поощряет работу практикантов в учреждении или на фирме, предполагающую ознакомление с новыми навыками. Кристен Джонсон, одна из рекрутеров компании Фар Кредит Мид-Америка, в своем интервью сообщила, что компания намерена открыть 40 мест в интернатуре по сравнению с 8 или 10 ещё несколько лет назад. Все это направлено на установление контактов между научной средой и производством, что имеет целью оказать положительный эффект на практическую деятельность сотрудника. Сотрудник должен обладать не только навыками и знаниями, необходимыми при решении производственных и иных задач, но и определенными социальными компетенциями – установление партнерских отношений, правовая и экономическая грамотность, предприимчивость  и т.д. Эффективными считаются и знания социально-экономического блока дисциплин, т.к. сотрудник должен получить представление о том, как себя ведут и какие цели преследуют те субъекты рынка, с которыми ему предстоит в дальнейшем взаимодействовать, познакомиться с такими понятиями, как спрос, предложение и формирование цены.

В Германии образование в сфере сель­ского хозяйства делится на про­фессиональное и академическое. Профессиональное образо­вание получают в профтехучилищах. Практическое обучение проходит на частном сельскохозяйственном предпри­ятии, на изучение теоретической части отводится один день в неделю. Академическое образование получают в университетах с раз­делением на бакалавров и маги­стров (3 или 5 лет). Этот образо­вательный курс включает лишь небольшую практическую часть. Однако в Германии большое значение имеет концепция – обу­чение в течение всей жизни. Для поддержания высокой квалификации основное значение имеет постоянное уча­стие в различных теоретических и практических семинарах на протяжении всей профессио­нальной деятельности. Представители некоторых спе­циальностей обязаны посещать такие семинары по закону (напри­мер, специалисты по использова­нию распылителей для средств защиты растений). Однако боль­шинство специалистов принима­ют участие в подобных семинарах в собственных интересах, чтобы идти в ногу со стремительным прогрессом в науке и технике и чтобы их профессиональные уме­ния находились на современном уровне. Очень часто сельскохо­зяйственные предприятия сами организуют такие семинары для своих работников. Существуют различные воз­можности их проведения. Компа­нии, выпускающие сельскохозяй­ственные машины или средства производства (удобрения, семен­ные материалы, средства ухода за растениями), проводят семина­ры, относящиеся к их продукции. Регулярные мероприятия по всем вопросам растениеводства, животноводства, переработки сельхозпродукции и использова­ния возобновляемых источников энергии (биогаза) проводят раз­личные образовательные центры [4].

Говоря о европейских практиках непрерывного образования нельзя обойти вниманием российско-германский опыт для инженеров аграрного сектора. Прежде всего, интересно сотрудничество именно этих двух стран и тот образовательный потенциал, который оно несет. С 2005 года между ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет – МСХА имени К.А. Тимирязева», земельным союзом Баден-Вюртемберга и Институтом переподготовки агробизнеса ФГБОУ ВО «Донской государственный аграрный университет» были установлены тесные образовательные связи. Благодаря совместным усилиям упомянутых образовательных учреждений функционирует программа переподготовки и повышения квалификации для аграрного сектора всей уровней. Стажировка преследует ряд целей, среди которых важными являются расширение знаний в области сельского хозяйства Германии, получение практического опыта в сельском хозяйстве, изучение немецкого языка, знакомство с культурой немецкого народа, возможность познакомиться со студентами из различных городов России. Программа предполагает стажировку в режиме полной занятости сроком на 8 месяцев, по окончании которой практикант получает сертификат.

Суммируя вышеизложенное, необходимо отметить, что процесс становления и развития личности в любой профессиональной сфере является динамическим процессом, который подразумевает совершенствование трудовых навыков и самой личности. В наше время профессиональная деятельность является необходимым и самым длительным этапом социализации личности, реализация которой обеспечивается во многом благодаря непрерывно реализуемым образовательным процессами. Данные процессы позволяют осуществлять процесс непрерывного приобретения человеком общекультурных и профессиональных компетенций. Непрерывное аграрное образование приобретает особую значимость в связи с тем, что в современной социально-экономической ситуации наша страна постоянно расширяет зоны интеграционного взаимодействия аграрных секторов Таможенного союза. Одновременно следует отметить и тот факт, что обеспечение продовольственной безопасности России находится в прямой зависимости от эффективной и безаварийной работы аграрного сектора. Следовательно, правительства стран, заинтересованных в непрерывном повышении профессиональной квалификации своего населения, должны сделать концепцию непрерывного образования ключевым приоритетом образовательной политики государства.