В силу имеющихся в последние десятилетия в аграрном секторе реформ, мы можем констатировать тенденцию в сторону увеличения часов практической подготовки обучающихся. Переход России к рыночной экономике значительно изменил содержание образовательных программ и выдвинул на передний план задачу модернизации и развития прочной практики непрерывного образования специалистов всех уровней аграрной отрасли – т. е. количественные и квалификационные потребности аграрного сектора.
С точки зрения работодателя выпускник аграрного вуза, с одной стороны, должен обладать достаточными знаниями и навыками, чтобы обеспечить производительность труда, а, с другой стороны, такими личными качествами, как ответственность, инициативность, активность, целеустремленность [1].
Проведя анализ требований, предъявляемых современным аграрным сектором к компетенциям молодого специалиста, мы с уверенностью констатируем тот факт, что специфика аграрного сектора, состоящая в климатической привязке решений агрария в связи с непредсказуемостью природно-климатических факторов, должна характеризоваться опережающей динамикой формирования компетенций.
ФГОС ВО нового поколения предъявляет высокие требования к профессиональной подготовке выпускников, способных идти в ногу с технологиями сегодняшнего дня и в короткое время адаптироваться к различной продолжительности технологических процессов в течение всей своей профессиональной карьеры. Следовательно, будущему специалисту необходимо развить в себе способность опережающего развития на основе непрерывного профессионального образования как стратегии, наилучшим образом отвечающей современным реалиям. Для этого обучаемый должен владеть весьма широким кругом современных компетенций как профессионального, так и общекультурного характера. Комплексный характер рассматриваемой проблемы ставит перед собой ряд задач. В число наиболее значимых входят: 1) значение непрерывного образования и его роль в подготовке персонала аграрного сектора, 2) роль работодателей в разработке требований к квалификации выпускников аграрных специальностей.
История вопроса о lifelong learning или LLL берет своё начало в 1990 году, когда Япония издала закон об образовании на протяжении всей жизни и учредила Национальный совет по образованию. Следом в 1996 году Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) инициировала программу, целью которой стало сделать реальностью «образование на протяжении всей жизни для всех». Впоследствии Международная комиссия по образованию в 21-м веке ЮНЕСКО объявила LLL своим главным приоритетом. В июне 2006 года в Москве состоялась встреча министров образования в рамках «Большой восьмерки» под председательством России, на которой было выработано коммюнике с 18 пунктами, одно из которых гласит: Министры подчеркнули необходимость разработки комплексных систем образования в течение жизни от раннего детства до зрелого возраста. Они признают важность профессиональной подготовки для молодых женщин и мужчин. Непрерывное обучение укрепляет связи между образованием, производственной практикой и рынком труда, чтобы сохранить имеющиеся у каждого человека знания и навыки.
Необходимость инициировать новый подход к образованию и профессиональному обучению вызвана широкомасштабными экономическими и социальными изменениями, ускорением технологического прогресса, постоянно меняющимся рынком труда, переходом от общества, основанного на знаниях, ограниченных детством и аудиторией, к обществу на знаниях длиною всю жизнь. В своей стратегии образования ЮНЕСКО, посвященной непрерывному образованию, Европейский Союз выдвинул следующее определение LLL: «Система образования в целом должна быть разработана таким образом, чтобы способствовать образованию на протяжении всей жизни и созданию официальных, неофициальных и неформальных возможностей для обучения людей всех возрастов ... Концепция непрерывного образования требует перехода парадигмы от идей обучения и подготовки к идее самообучения, от обучения, основанного на передаче знаний, к самообучению и саморазвитию, и от приобретения специальных навыков к более широкому открытию и освобождению и освоению своего творческого потенциала. Этот переход необходим на всех уровнях образования и видах самообразования, будь то официальное, неофициальное или неформальное» [2]. LLL буквально означает образование на всех этапах жизненного цикла (от колыбели до старости). Однако в последнее время LLL стал определяться «life-wide», т.е. образование, охватывающие все жизненно важные области деятельности человека: от школы до его места работы, от дома до его среды обитания. Таким образом, образованное общество – это, по мнению А. Грина, это общество, предлагающее равные возможности для каждого человека независимо от его местонахождения и возраста [3]. Таким образом, следует говорить еще и такой характеристике непрерывного образования как комплиментарность или взаимодополняемость – официальное (formal), неофициальное (non-formal) и неформальное (informal) образование. Официальное образование осуществляется в рамках структурно-организованного контекста (официальное образование, корпоративное обучение), и изначально разработанное как обучение, по окончании которого выдается диплома или сертификат [3]; cуть неофициального образования состоит в том, что обучающийся участвует в ряде запланированных мероприятий, которые на первый взгляд не обозначены как образовательные, однако в них содержатся важные элементы обучения, такие как профессионально-технические навыки, приобретенные обучающимися на рабочем месте [3]; неформальное обучение определяется как образование, получаемое нами в результате повседневной жизнедеятельности, т.е. семья, работа или отдых. Оно часто рассматривается как экспериментальное образование и может, в определенной степени, определяться как случайное.
Подготовка инженеров для сельского хозяйства всегда осуществляется в высших учебных заведениях. Выпускники становятся обладателями академической степени. Изучаемые ими дисциплины носят прикладной характер. Это означает, что их официальное образование направлено на практическое решение сельскохозяйственных и социальных проблем местных регионов в частности и потребностей страны в целом. Неофициальное образование считается комплементарным по отношению к формальной форме образования. Оно может охватывать различные стороны жизнедеятельности человека, и, главным образом, профессиональную. Среди различных форм подготовки инженерных кадров вырабатывается концепция непрерывного образования, в которой немаловажную позицию занимает именно неофициальное образование. LLL относится к разработке моделей, тренажеров, систем управления различными процессами и бизнес-тренингам. Последние представляют собой такой метод обучения студентов и специалистов, при котором путем многочисленных, особым образом организованных упражнений по воссозданию и восприятию проблемных ситуаций проводится их анализ и вырабатывается эффективное разрешение. Таким образом, непрерывное профессиональное образование есть систематический рост образовательного и личностного потенциала человека в течение всей профессиональной жизни при поддержке системой государственных и общественных институтов. В настоящее время современный аграрный сектор России проходит не только ряд технических и технологических модернизаций, но и должен быть конкурентоспособным на мировом рынке, т.е. быть в высшей степени привлекательными для бизнеса, нуждающегося в новых подходах и научных исследованиях. Именно поэтому вузы заинтересованы осуществлять подготовку специалистов такого профиля в соответствии с требованиями работодателей.
Работодателями, в первую очередь, мы называем агропромышленные комплексы и предприятия, поскольку именно они выступают крупнейшими заказчиками квалифицированной рабочей силы. Итак, прежде всего, работодатели отдают предпочтение более глубокому академическому образованию. Так, в США землевладельцы, фермерские хозяйства, перерабатывающие компании, занимающиеся выращиванием культур и разведением скота, с большей охотой трудоустраивают инженеров со степенью в области сельского хозяйства, причем среди всех выпускников колледжей именно выпускники по профилю сельского хозяйства и природных ресурсов обнаруживают самые низкие показатели по безработице (7%), а выпускники с магистерской степенью обнаруживают ещё меньшие показатели (2,3%). Кроме того, сельскохозяйственные фирмы и корпорации стали принимать активное участие в академической жизни колледжей, чтобы непосредственно на месте отобрать талантливых студентов из числа их выпускников. Американский сельхозбизнес также поощряет работу практикантов в учреждении или на фирме, предполагающую ознакомление с новыми навыками. Кристен Джонсон, одна из рекрутеров компании Фар Кредит Мид-Америка, в своем интервью сообщила, что компания намерена открыть 40 мест в интернатуре по сравнению с 8 или 10 ещё несколько лет назад. Все это направлено на установление контактов между научной средой и производством, что имеет целью оказать положительный эффект на практическую деятельность сотрудника. Сотрудник должен обладать не только навыками и знаниями, необходимыми при решении производственных и иных задач, но и определенными социальными компетенциями – установление партнерских отношений, правовая и экономическая грамотность, предприимчивость и т.д. Эффективными считаются и знания социально-экономического блока дисциплин, т.к. сотрудник должен получить представление о том, как себя ведут и какие цели преследуют те субъекты рынка, с которыми ему предстоит в дальнейшем взаимодействовать, познакомиться с такими понятиями, как спрос, предложение и формирование цены.
В Германии образование в сфере сельского хозяйства делится на профессиональное и академическое. Профессиональное образование получают в профтехучилищах. Практическое обучение проходит на частном сельскохозяйственном предприятии, на изучение теоретической части отводится один день в неделю. Академическое образование получают в университетах с разделением на бакалавров и магистров (3 или 5 лет). Этот образовательный курс включает лишь небольшую практическую часть. Однако в Германии большое значение имеет концепция – обучение в течение всей жизни. Для поддержания высокой квалификации основное значение имеет постоянное участие в различных теоретических и практических семинарах на протяжении всей профессиональной деятельности. Представители некоторых специальностей обязаны посещать такие семинары по закону (например, специалисты по использованию распылителей для средств защиты растений). Однако большинство специалистов принимают участие в подобных семинарах в собственных интересах, чтобы идти в ногу со стремительным прогрессом в науке и технике и чтобы их профессиональные умения находились на современном уровне. Очень часто сельскохозяйственные предприятия сами организуют такие семинары для своих работников. Существуют различные возможности их проведения. Компании, выпускающие сельскохозяйственные машины или средства производства (удобрения, семенные материалы, средства ухода за растениями), проводят семинары, относящиеся к их продукции. Регулярные мероприятия по всем вопросам растениеводства, животноводства, переработки сельхозпродукции и использования возобновляемых источников энергии (биогаза) проводят различные образовательные центры [4].
Говоря о европейских практиках непрерывного образования нельзя обойти вниманием российско-германский опыт для инженеров аграрного сектора. Прежде всего, интересно сотрудничество именно этих двух стран и тот образовательный потенциал, который оно несет. С 2005 года между ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет – МСХА имени К.А. Тимирязева», земельным союзом Баден-Вюртемберга и Институтом переподготовки агробизнеса ФГБОУ ВО «Донской государственный аграрный университет» были установлены тесные образовательные связи. Благодаря совместным усилиям упомянутых образовательных учреждений функционирует программа переподготовки и повышения квалификации для аграрного сектора всей уровней. Стажировка преследует ряд целей, среди которых важными являются расширение знаний в области сельского хозяйства Германии, получение практического опыта в сельском хозяйстве, изучение немецкого языка, знакомство с культурой немецкого народа, возможность познакомиться со студентами из различных городов России. Программа предполагает стажировку в режиме полной занятости сроком на 8 месяцев, по окончании которой практикант получает сертификат.
Суммируя вышеизложенное, необходимо отметить, что процесс становления и развития личности в любой профессиональной сфере является динамическим процессом, который подразумевает совершенствование трудовых навыков и самой личности. В наше время профессиональная деятельность является необходимым и самым длительным этапом социализации личности, реализация которой обеспечивается во многом благодаря непрерывно реализуемым образовательным процессами. Данные процессы позволяют осуществлять процесс непрерывного приобретения человеком общекультурных и профессиональных компетенций. Непрерывное аграрное образование приобретает особую значимость в связи с тем, что в современной социально-экономической ситуации наша страна постоянно расширяет зоны интеграционного взаимодействия аграрных секторов Таможенного союза. Одновременно следует отметить и тот факт, что обеспечение продовольственной безопасности России находится в прямой зависимости от эффективной и безаварийной работы аграрного сектора. Следовательно, правительства стран, заинтересованных в непрерывном повышении профессиональной квалификации своего населения, должны сделать концепцию непрерывного образования ключевым приоритетом образовательной политики государства.