Полный текст статьи
Печать

Проблема употребления психоактивных веществ (ПАВ) в настоящее время актуальна в связи с тем, что ПАВ вызывают отклонения социального, физического и психического развития подрастающего поколения. Наркомания является одной из важных проблем нашего общества и вызывает острую необходимость решительных и активных действий по организации профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде.

Сегодня проблема наркомании затрагивает около 30 млн. человек, то есть практически каждого пятого жителя страны. Постоянное ухудшение здоровья, распространение вредных привычек, таких, как курение, употребление алкогольных напитков и наркотиков достигло критического уровня, и дальнейший рост существующих тенденций может вызвать необратимые последствия. Известно, что каждый наркоман за год способен вовлечь в употребление ПАВ от 4 до 17 человек. При таких темпах через 5 лет в стране более чем ¼ населения попробует наркотики.

Происходит неуклонное «омоложение» наркомании. Возраст приобщения к наркотикам снижается до 8-10 лет.  Отмечены и случаи употребления наркотиков, в частности, в Москве, детьми 6-7 лет. Подростки злоупотребляют наркотиками в 7,5 раза, а ненаркотическими психоактивными веществами – в 11,4 раза чаще, чем взрослые. К подростковому возрасту свыше 10% школьников уже знакомы с действием наркотиков, и этот процент растет. К окончанию школы 19,5% мальчиков и 13% девочек пробовали наркотики, а регулярно «сидят на игле» 9% мальчиков и 5% девочек.

Вопросами профилактики употребления ПАВ в подростковой среде занимаются Н.В. Бабоченко, Т.А. Кривельская [1], М.М. Безруких, В.Д. Сонькин [2], С.Б. Белогуров [3], О.М. Перекрестова [4], М. Рожков, М. Ковальчук [5], М.П. Рябов [6] и другие исследователи.

Цель данной статьи – описать комплексную систему профилактики наркомании и употребления других ПАВ, внедрённую в МБОУ Клюевская СОШ 19 Зерноградского района Ростовской области.

С учетом актуальности данной проблемы Федеральным законом РФ от 8 января 1998 года № 3 «О наркотических средствах и психотропных веществах» вопросы организации работы по предупреждению злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде признаны актуальными.

В Федеральном законе № 120-ФЗ наиболее полно прописаны в общей системе социальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних субъекты профилактики: органы прокуратуры; опеки и попечительства; социальной защиты населения; внутренних дел; отделы по делам семьи, детства и молодежной политики; здравоохранения; образования; комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

В последние годы в Ростовской области ситуация, связанная с потреблением наркотических средств, остается напряженной и имеет выраженную тенденцию к обострению. Наша область по распространению наркомании занимает «почетное» третье место в России. В связи с этим разработан ряд нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность образовательных учреждений. А именно Федеральная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту», Областной закон Ростовской области, областная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2007 годы».

Отделом образования администрации Зерноградского района разработана районная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Зерноградском районе».

В 2004 году в МБОУ Клюевская СОШ 19 разработана и на данный момент уже внедрена программа «Профилактика злоупотребления психоактивными веществами» в рамках эксперимента по созданию здоровьесберегающей среды и внедрению здоровьесберегающих технологий. Главной задачей эксперимента является формирование здоровой личности и сознательного отношения к сохранению и укреплению здоровья обучаемых.

Профилактическая деятельность школы строится на комплексной основе и обеспечивается совместными усилиями учителей, родителей, социального педагога, сотрудников правоохранительных органов. Основные модели профилактики:

  • медицинская модель ориентирована преимущественно на медико-социальные последствия наркомании и предусматривает в основном информирование учащихся о негативных последствиях приема наркотических и иных психоактивных средств для физического и психического здоровья;
  • образовательная модель направлена на обеспечение детей и молодежи полной информацией о проблеме наркомании и обеспечение свободы выбора при максимальной информированности;
  • психосоциальная модель своей главной целью утверждает необходимость развития определенных психологических навыков в противостоянии групповому давлению, в решении проблемы конфликтной ситуации, в умении сделать правильный выбор в ситуации предложения наркотиков.

 Коррекционно-профилактическая работа по профилактике злоупотребления ПАВ осуществляется в школе с 2005 года и включает в себя следующие мероприятия:

−     проведение уроков здоровья в рамках учебного плана;

−     тренинговые занятия, проводимые психологом,

−     классные часы;

−     психокоррекционные занятия с детьми группы риска;

−     интегрированные уроки;

−     проведение конкурсов рисунков и плакатов «Я и наркотики»;

−     проведение «Круглых столов» по профилактике наркомании с привлечением заинтересованных лиц (родителей, медицинских работников, социального педагога);

−     работа профильного лагеря «Подросток» для детей «группы риска»;

−     праздник детского творчества «Мир начинается с детства»;

−     научно-практическая конференция «Профилактика ПАВ среди детей и подростков»;

−     мероприятия, посвященные Международному дню борьбы со СПИДом;

−     проведение «Дней здоровья»;

−     акция «Спорт против наркотиков».

МБОУ Клюевская СОШ 19 в течение 5 лет является базой для проведения районной военно-спортивной игры «Орленок».

В рамках курса «Здоровье» для разновозрастных групп используются программы по профилактике ПАВ:

−       программа «Профилактическая работа с несовершеннолетними группы социального риска» для учащихся младшего школьного возраста. Ведение профилактической работы среди младших школьников развивает у детей навыки социальной адаптации. Ребенок 7-9 лет осваивает эффективные схемы поведения, позволяющие ему устанавливать контакт с малознакомым человеком, снимать напряжение в ситуации возможного конфликта с окружающими, а также формировать умение «позитивного отказа» (уметь отказаться от предложения знакомого, не обижая его);

−     программа групповых занятий по профилактике аддитивного поведения для учащихся 5-8 классов;

−     программа «Путешествие во времени» для учащихся 13-15 лет;

−     программа «Профилактика зависимости от ПАВ» для старшеклассников.

Профилактическая работа с подростками направлена, прежде всего, на тренировку, активизацию и развитие основных психологических механизмов, которые участвуют в формировании нравственной культуры личности, формировании социальных навыков.

Для учащихся 5-7 и 8-11 классов разработана тематика классных часов: «Здоровые дети – будущее нации!», «Особенности влияния никотина и других токсических веществ на развитие системы органов», «Почему люди пьют? С чего начинается пьянство», «Смертоносный “союз” алкоголя и табака», «Дети против наркотиков», «Наше свободное время. Давайте задумаемся!», «Дорого стоит кайф» и др. Интерес у учащихся 10-11-х классов вызвала групповая дискуссия «Бесплатная раздача шприцев», у учащихся 8-9 классов – профилактическое занятие «Скажи – нет!».

Первичная антинаркотическая профилактическая помощь здоровой или дисфункциональной семье, в которой нет проблем, касающихся наркотизации, связана в основном с развитием осознания и понимания взрослыми членами семьи собственного выбора в необходимости занять ответственную и деятельную позицию по отношению к риску наркотизации в той среде, в которой растет и общается их ребенок. Эта работа проводится посредством следующих форм:

−     семейное консультирование по воспитательным, психологическим проблемам развития и поведения ребенка (через родительские собрания, педагогический всеобуч, индивидуальные консультации);

−     тренинг родителей при работе с родительскими группами;

−     совместная воспитательная работа с родителями и детьми. 

Одним из важнейших результатов работы проекта является объединение родителей в группу самопомощи, которая продолжает работать и встречаться ежемесячно в школе, обсуждая актуальные проблемы воспитания детей. Это   способствует укреплению взаимоотношений родителей со школой, обеспечивая условия для поддержания хорошего эмоционально самочувствия детей и их успеваемости.

Таким образом, все усилия педагогического коллектива МБОУ Клюевская СОШ 19, ориентированные не на запрещение и запугивание учащихся последствиями употребления ПАВ, а на развитие у них социальных умений и навыков, обеспечивают эффективную социальную адаптацию.