Полный текст статьи
Печать

На протяжении жизни человек сталкивается с разными ситуациями. Причем одна и та же ситуация вызывает у людей разные реакции. Кто-то с легкостью преодолевает трудности, а для кого-то эта же  ситуация кажется непреодолимой. В трудной жизненной ситуации может оказаться как взрослый, так и ребенок. В восприятии той или иной ситуации влияют разные психологические характеристики: пол, возраст, мировоззрение, психологическое состояние. И.Г. Зайнышева считает, что подростковый возраст наиболее подвержен риску попадания в трудную жизненную ситуацию. В это время ребенок развивается как личность. У него формируется  характер, свои нормы, примеры для подражания. До подростковых проблем обычно никому нет дела. Поэтому подросток остается одним на один со своими проблемами. Если ребенку своевременно не будет оказана помощь или поддержка в сложившейся ситуации, то это может привести к социально-психологической дезадаптации личности.

 «Ситуация – это система объективных и субъективных элементов, объединяющихся в жизнедеятельности субъекта в определенный период времени». [1].

Проблему трудной жизненной ситуации изучают специалисты из разных областей научных знаний. В психологии - С.В.Духновский , Н.Г.Осухова, в социологии - И.Г.Кузина, в социальной педагогике -И.Ф.Дементьева, И.Г.Зайнышева.

В исследовании мы опираемся на определения  Н.Г. Осуховой:

«Трудная жизненная ситуация - это такая ситуация, в которой в результате внешних  воздействий или внутренних изменений происходит нарушение адаптации человека к жизни, в результате чего он не в состоянии удовлетворять свои основные жизненные потребности посредством моделей и способов поведения, выработанных в предыдущие периоды жизни» [1].

«Основой для определения трудной жизненной ситуации является адаптация к жизни. При условии дезадаптации человека к жизни  мы можем говорить о наступлении трудной жизненной ситуации» [2].

Трудная жизненная ситуация появляется, когда изменяется привычный ход жизни,  и человек не может решить ту или иную ситуацию, с помощью привычных норм поведения.

Выготский Л.С. писал, что подростковый возраст – «это не только период поло­вого созревания, но еще и возраст созревания личности».

Классификация подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию [3]:

- подростки, оставшиеся без попечения родителей;

- подростки - инвалиды;

- подростки - потерпевшие стихийные бедствия;

- подростки -  подвергшиеся  насилию;

- подростки, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;

- подростки, живущие в малоимущих семьях;

- подростки - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов;

- подростки,  из семей беженцев и вынужденных переселенцев;

- подростки, оказавшиеся в экстремальных условиях;

- подростки,  имеющие недостатки в психическом либо физическом развитии;

- подростки с отклонениями в поведении;

- подростки, жизнеспособность которых нарушена в следствии сложившихся обстоятельств;

- подростки – потерпевшие экологические и техногенные катастрофы;

- подростки, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях.

Основной причиной появления категории "подростки, находящиеся в трудной жизненной ситуации" считается семейное неблагополучие, а именно:

- алкоголизм или наркомания в семье;

- низкая материальная обеспеченность, нищета;

- конфликтные отношения между родителями и родственниками подростка;

- жестокое обращение с детьми, насилие в семье.

Ребенок, оказавшийся в тяжелой ситуации, не может благополучно функционировать в среде, отсюда и появляются проблемы, приходится изменять привычные нормы  поведения. В таких ситуациях нужно с помощью профессионалов решить возникшую на данном этапе проблему.

 Для благополучного функционирования человека в обществе необходимо иметь психологическое, физическое здоровье, иметь свое место и цель в жизни, быть востребованным обществу и близким людям. У человека, попавшего в трудную жизненную ситуацию, нарушаются связи с обществом, окружающей средой, изменяются условия нормальной жизнедеятельности. У подростка разрушаются отношения с коллективом, учителями, родителями.

Трудная жизненная ситуация вызывает психологические отклонения, возникают стрессы, эмоциональное напряжение, которое мешает человеку развиваться в обществе, реализовывать свои желания и цели в жизни. В таких ситуациях человек чаще всего остается одинок, так как связи с обществом разрушаются.

В книге «Социальный педагог в системе общественного воспитания» В.З.Вульфов говорит, что трудные ситуации можно дифференцировать, обращая внимание на уровень и степень их сложности «…если провести условную прямую линию и на одном полюсе этого континуума поместить ситуации обыденной жизни, на другом - окажутся экстремальные ситуации, т. е. ситуации предельной для человека степени сложности» [3].                                                                  

Трудная ситуация включает в себя следующие компоненты [4]:

- людей, которые связанны с данным событием;

- деятельность, осуществляемая в данной ситуации;

- временные рамки данного события;

- пространственные рамки данного события;

- переживание сложившийся ситуации человеком.

Автор книги «Теория социальной работы» [5] Кузина И.Г. выделяет следующие признаки, которые указывают о наступлении трудной жизненной ситуации у подростка:

- агрессивность;

- ухудшение настроения;

- нарушение отношений в обществе;

- стремление к уединению;

- употребление алкоголя и наркотиков;

- ухудшение успеваемости, пропуски занятий;

- высокая самокритичность к себе.

В сложных жизненных ситуациях чаще оказываются неблагополучные, многодетные, неполные, малообеспеченные семьи, безработные, инвалиды. У ребенка из такой семьи часто бывает низкая самооценка, он плохо функционирует в обществе. Это может негативно повлиять на будущую жизнь ребенка.

Семья, которая озабочена только своими проблемами, теряет контроль над ребенком. Ребенку не хватает понимания и заботы, он ощущает себя дома лишним, и поэтому старается провести как можно больше времени с друзьями на улице. Специалисты общественной и социальной сферы считают главными причинами неблагополучных семей: бедность и алкоголизм.

Классификация трудных жизненных ситуаций включает большое количество видов жизненных ситуаций, которые можно объединить в следующие группы [2]: 

1) жизненные ситуации связанные со здоровьем (болезнь человека, опасность инвалидности или смерти);

2) ситуации, которые связанны с выполнением целей или задач;

3) ситуации, которые связанны с общественными отношениями.

В связи с попаданием в трудную ситуацию у человека происходят      физические, социальные и психологические деформации, которые могут в дальнейшем перерасти в серьезные патологии.

Ученые относят трудные ситуации к психологическим ситуациям, потому что деформации, которые происходят в организме человека, оказывают влияние на психологическое состояние человека.

Ситуацию считают трудной, если отношения человека с социумом становиться нестабильным, неуравновешенным или совсем пропадает. Так же у таких людей происходит несоответствие между целями, которые он ставит, и возможностью их выполнить, реализовать. В процессе адаптации человек устанавливает определенный для себя мир, имеет определенный навыки и нормы поведения. Если человек не может решить ситуацию с помощью привычных норм поведения и навыков, возникает трудная жизненная ситуация.

В процессе трудной жизненной ситуации у подростка происходит дезадаптация. В связи с этим у него появляется много проблем в школе, дома, в коллективе.   

Авторы книги Абрумова А.Г., Тихоненко В.А. «Диагностика суицидального поведения»[6] считают, что социально-психологическая дезадаптация обозначает срыв процессов взаимодействия человека с окружающей средой. которые направлены на поддержание баланса самого организма, и организма с окружающей средой.

В основе социально психологической дезадаптации лежат следующие факторы [2]:

1) культурно социальная депривация;

2) психолого-педагогическая запущенность;

3) недостаточная подготовленность к саморегуляции;

4) потеря привычного коллектива;

5) низкая психологическая готовность к овладению профессии;

6) изменение привычных стереотипов;

7) когнитивный диссонанс;

8) акцентуации характера;

9) психопатическое формирование личности;

10) гипрестимуляция новым общественным стимулам.

Социально-психологическая дезадатация не врожденный процесс, а приобретенный, который появляется в ходе жизни. Он никогда не возникает спонтанно, ему предшествует целый ряд изменений и новообразований личности.

Причины дезадаптации личности [7]:

1) социальные;

2) биологические;

3) психологические;

4) социально – экономические;

5) возрастные.

В настоящее время большинство ученых главной причиной дезадаптации личности считают социальные причины, которые появляются в следствии неправильного воспитания, нарушении общения человека в коллективе. Данная дезадаптация происходит больше в детском и подростковом возрасте.

К социально-психологической дезадаптации детей приводят следующие причины [8]:

-  отсутствие коммуникационных навыков;

- эмоциональная нестабильность;

- неадекватность оценивания себя в процессе общения;

- замкнутость;

-  боязнь общения;

- тревожные состояния.

Социально-психологическая дезадаптация часто проявляется в агрессии ребенка. Начинаются конфликты со сверстниками, с родителями, с учителями. Ребенок становиться эмоционально нестабильным. Часто дети, у которых отсутствуют коммуникационные навыки, замыкаются в себе. От них отворачивается весь коллектив. Такие дети обычно становятся субъектом насмешки.

На рост количества дезадаптационных подростков являются следующие противоречия:

- безразличие в школе к курению, употреблению спиртных напитков;

- отсутствие борьбы с прогулами учащихся.

Признаки социально-психологической дезадаптации подростков в школе [4]:

- неуспеваемость по школьной программе;

-  нарушение эмоционально-личностного отношения к обучению;

-  постоянно повторяющиеся аномалии поведения в процессе обучения.

В детском и подростковом возрасте нужно проводить своевременную коррекцию, чтобы исключить появление социально-психологической дезадаптации. Нужно у детей развивать коммуникационные навыки, налаживать гармонию среди членов семьи, среди коллектива в школе, с учителями.

Данная коррекция препятствуют негативным появлениям в жизнедеятельности, и ребенок начинает благоприятно функционировать в обществе.

«Процесс социально-психологической адаптации подростков реализуется через систему социальных институтов, одним из которых является школа. В школе  социальные качества личности изменяются и формируются в соответствии с общественными ценностями» [3]. Социально-психологическая адаптация подростка, попавшего в трудную жизненную ситуацию, заключается  в избавлении подростка от одиночества, чувства страха, беспокойства.

Было проведено исследование по выявлению подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, на основе дезадаптации. В исследовании принимал участие 7 класс МОБУ ООШ №14 Ст. Владимирской Лабинского района Краснодарского края.

В ходе научного исследования было проделано следующее:

- подобрана методика, с помощью которой выявлена социально – психологическая дезадаптация подростков;

- проанализированы результаты исследования;

- разработаны основные направления работы социального педагога и психолога с подростками, попавшими в трудную жизненную ситуацию.

Для исследования социально – психологической адаптации подростков, использована методика «Диагностика социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда».

В ходе исследования были выявлены два подростка с признаками дезадаптации. При беседе с классным руководителем было выяснено, что данные подростки находятся в трудной жизненной ситуации.

Одним из учащихся оказался подросток из неблагополучной семьи, а другой прибыл месяц назад из другого города, который еще не адаптировался к другим условиям.

Этим учащимся необходима помощь со стороны всех школьных специалистов, органов социальной защиты, поддержки родителей.

Остальные учащиеся социально - психологически адаптированы.

Исследование показало, что причиной социально – психологической дезадаптации подростка является трудная жизненная ситуация.