Полный текст статьи
Печать

На протяжении жизни человек сталкивается с разными ситуациями. Причем одна и та же ситуация вызывает у людей разные реакции. Кто-то с легкостью преодолевает трудности, а для кого-то эта же ситуация кажется непреодолимой. В трудной жизненной ситуации может оказаться как взрослый, так и ребенок. В восприятии той или иной ситуации влияют разные психологические характеристики: пол, возраст, мировоззрение, психологическое состояние. И.Г. Зайнышева считает, что подростковый возраст наиболее подвержен риску попадания в трудную жизненную ситуацию.            

Трудная жизненная ситуация - это такая ситуация, в которой в результате внешних воздействий или внутренних изменений происходит нарушение адаптации человека к жизни, в результате чего он не в состоянии удовлетворять свои основные жизненные потребности посредством моделей и способов поведения.

Трудная жизненная ситуация появляется, когда изменяется привычный ход жизни, и человек не может решить ту или иную ситуацию, с помощью привычных норм поведения. Выготский Л.С. писал, что подростковый возраст - «это не только период полового созревания, но еще и возраст созревания личности» [1].

Классификация подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию:

-подростки, оставшиеся без попечения родителей;

-подростки-инвалиды;

-подростки – потерпевшие стихийные бедствия;

-подростки, подвергшиеся насилию;

-подростки, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях.

- подростки, живущие в малоимущих семьях; и т.д.

Основной причиной появления категории «подросток, находящийся в трудной жизненной ситуации» считается семейное неблагополучие, а именно:

-алкоголизм в семье;

-низкая материальная обеспеченность, нищета;

-жестокое обращение с детьми, насилие в семье [2].

 

Дети в трудной жизненной ситуации нуждаются в сопровождении социально-психологической службы школы и при этом необходимо отметить, что всю семью необходимо вести, потому что работа только с ребенком не может в полной мере помочь ребенку. Семья это его ближайшее окружение и поэтому вся семья должна быть под социально-психологическим сопровождением. Социально-педагогическое сопровождение включает в себя несколько направлений деятельности:

- диагностика,

- коррекционная работа;

- профилактика;

- обучение.

            При работе с семьей необходимо сетевое взаимодействие различных структур, которые могут помочь решить назревшую проблему (медицинские учреждения, ПДН, центры социально-педагогической поддержки, биржа труда и т.д.). Обычно у семей в трудной жизненной ситуации проблема бывает комплексного характера. 

            В статье нами приведен пример работы психолога с подростком в трудной жизненной ситуации из семьи «группы риска». Проблем у ученика было много -  неуспеваемость, прогулы, нежелание участвовать во внеклассных мероприятиях, конфликтность, изолированность в классе, неряшливый вид, следы побоев, которые он скрывал под одеждой. Контроль за семьей учащегося был поверхностный – только со стороны классного руководителя, так как часто в условиях небольших поселений не хватает психологов и социальных педагогов. В данном случае новый психолог  сразу определил семью к категории «группы риска» и соответственно, находящейся в трудной жизненной ситуации и организовал социально-психологическое сопровождение совместно с другими учреждениями.

            Социально-психологическое сопровождение было организовано в несколько этапов:

- диагностика (анкетирование, тестирование, использование проективных методик в том числе), были привлечены также специалисты центра социально-педагогической помощи;

- коррекционная работа с учеником, родителями (консультации, обучение, тренинги, беседы);

- контроль за успеваемостью и посещамостью со стороны классного руководителя;

- посещение и контроль домашних условий со стороны классного руководителя;

- привлечение ПДН к совместной работе с родителями (лечение в клинике от алкоголизма, внушение и административное наказание за побои ребенка);

- летний отдых организовали через службу сопровождения (бесплатная путевка в детский оздоровительный лагерь в Сочи);

- взаимодействие с биржей труда (устройство на работу родителей);

- привлечение администрации для улучшения жилищных условий семьи (семья многодетная – 6 детей).

Задача социального педагога - это семья. Задача психолога и классного руководителя - это  сам ребенок, его отношение со сверстниками, с учителями, с родителями. В процессе нахождения семьи в трудной жизненной ситуации у ребенка произошла дезадаптация, которая проявлялась во всем негативном (неуспеваемость, неуспешность, низкая самооценка, некоммуникабельность и т.д.). По истечении 3 лет жизнь семьи потихоньку наладилась, ученик включился в школьную жизнь, стал успевать, практически не пропускает занятия, стал проявлять эмоции (3 года назад это были только отрицательные эмоции и в крайних проявлениях), появились друзья и желание жить.