Полный текст статьи
Печать

Интерес к социальному проектированию в системе высшего образования достаточно велик. Актуальность данной проблематики еще более возросла в связи с переходом на двухуровневую систему подготовки специалистов. Проектирование в вузе является наиболее очевидным способом формирования ключевых компетенций будущих специалистов, потому что знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, формирует духовно-нравственные ценности, способствует развитию коммуникативных навыков, учит планировать и организовывать работу. Ресурсы социального проекта – это трудовая (человеческая), временная, финансовая или иная единица, которая используется для выполнения задач проекта. Для реализации какой-либо идеи необходимы ресурсы. В учебной литературе выделяют четыре вида ресурсов социального проекта:

  • Человеческие (трудовые ресурсы) – студенты университета, преподаватели, волонтеры.
  • Финансовые – членские взносы, государственная поддержка, спонсорство, гранты.
  • Информационные (контакты) – радио, видео, СМИ, интернет, организации.
  • Временные.

Главными ресурсами социального проектирования являются люди. Задача хорошего «социального проектировщика» собрать команду, члены которой сочетали бы в себе стремление помочь обществу, так и практический опыт общественной деятельности. Отличительная особенность участников социального проектирования от коммерческого проекта – внутренняя мотивация. Внутренняя мотивация рождается из желаний человека, которые исходят из внутреннего сознания. Студенты выполняют главную функцию в процессе социального проектирования. Они учатся искать выход из ситуации, выполняют разные роли. Главная задача – распределение ролей и ответственности. Члены команды взаимозависимы в работе.  Пример плана-графика проекта представлен в таблице 1.

Таблица 1

Период

 

Мероприятия

 

Ответственный

 

Ресурсное обеспечение

 

месяц

дата

    

 

 

 

 

 

Важным этапом создания социального проекта является описание бюджета. Каждый этап реализации проекта требует определенной затраты денежных средств и ресурсов. Поэтому важно после описания методов и шагов точно просчитать, сколько будет стоить каждый метод и каждый шаг проекта. Для того чтобы эксперт не задавал много вопросов, стоит после описания бюджета дать комментарии к бюджету, т.е. пояснить, на что тратится та или иная сумма. Как правило, бюджет готовится после продумывания самого проекта. Бюджет должен содержать реальную финансовую информацию, необходимо определить временные рамки бюджета. Пример план-графика (таблица 2).

Таблица 2

Мероприятие по проекту

Сколько требуется денежных средств

Сколько имеется у организации (организаторов)

Всего

 

 

 

 

 

Роль информационных ресурсов в реализации проекта очень важна. Радио, телевидение, журналы, газеты и сеть интернет являются главными источниками распространения информации. Важный принцип в социальном проектировании – это добиться тиражирования проекта. Поэтому очень важно привлекать людей из разных сфер деятельности. Получение помощи со стороны поможет создать необходимые условия для реализации социального проекта. Важно, чтобы возникла дружественная, позитивная атмосфера доверия, которая поможет сотрудничать с государственными, общественными и частными организациями. К встрече с деловыми партнерами нужно тщательно подготовиться: составить план предстоящей встречи, определить, о чем бы вы хотели договориться, подобрать веские аргументы, чтобы убедить партнера в важности осуществления проекта, получении обоюдной выгоды от его реализации.

В проектировании не менее важным ресурсом является время, его должно быть ровно столько, сколько необходимо для разработки и реализации социального проекта. Ни один проект не может быть бесконечно долгим – он всегда ограничен какими-либо временными рамками. Правильней всего всю работу разбить на этапы, по каждому этапу прописать дату.

Таким образом, для того чтобы провести конкретные мероприятия, необходимы ресурсы. Ресурсы не только финансовые, больше кадровые, так как люди являются основной ценностью и одним из главных факторов успешного развития проекта.

Деятельность в сфере социального проектирования, общественная работа в целом дают уникальные возможности общаться с интересными людьми, продемонстрировать свои лидерские способности другим. Кроме этого, возможность расширить круг своих контактовза счёт представителей органов власти, бизнеса, творческих коллективов, спорта, СМИ. Надо сказать, что многие компании предпочитают брать на работу людей, имеющих опыт общественнойдеятельности. Зачастую эти люди обладают такими важными для потенциального работодателя качествами, как: умение работать в команде, ставить цели и достигать их, умение принимать нестандартные решения и выдвигать творческие идеи. Довольно часто «общественники» занимают высокие посты в крупных компаниях, руководят отделами корпоративного PR, работают в кадровых и тренинговых агентствах.