Вопрос о формировании эстетической культуры личности всегда был и будет актуален, потому что от уровня культуры каждого отдельно взятого человека зависит уровень культурного развития общества в целом.
Надо отметить, что антидуховная пропаганда, которую сегодня ведут средства массовой информации, становится причиной снижения критериев нравственности молодежи, девальвации их духовных ценностей.
Переориентировать школьников в сфере духовных ценностей возможно путем повышения интереса к искусству.
Несомненно, развивать способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве необходимо уже в раннем возрасте, поскольку на детей ежедневно обрушивается поток разнообразной информации, которую детский мозг не всегда способен адекватно воспринять.
Одним из важных средств формирования эстетической культуры обучающихся является музыка. Последовательное применение музыкального искусства в системе современного педагогического образования способствует формированию эстетической проникновенности. По силе эмоционального воздействия на ребенка музыкальное искусство занимает одно из первых мест.
При изучении особенностей музыкального искусства мы опирались на положения теории восприятия искусств, разработанную Б. М. Тепловым. Он установил, что «… в основе восприятия искусств лежит эстетическое переживание содержания произведения и чтобы понять музыкальное произведение, важно его эмоционально пережить и уж на этом основании поразмыслить над ним» [4].
Музыка и пение в школах не только учебный предмет, но и мощное средство воспитания, которое должно эмоционально и эстетически окрасить всю духовную жизнь человека. Познание мира чувств невозможно без понимания и переживания музыки, без глубокой духовной потребности слушать музыку и получать наслаждение от нее. Без музыки трудно убедить человека, который вступает в мир, в том, что человек прекрасен, а это убеждение, по сути, является основой эстетической культуры.
Музыка и пение призваны разнообразить обучение, что особенно важно для младших школьников. В качестве одного из воспитательных средств на начальном этапе обучения К. Д. Ушинским было предложено классное пение – независимо от того, на каком уроке им пользоваться. По мнению выдающегося педагога, классное пение – это «прекрасное, освежающее и гармонизирующее класс средство» [5]. Однако, с его применением могут возникнуть затруднения, если у учителя нет музыкального слуха. В таком случае вместо пения можно применять коллективное чтение вслух различных стихотворений, также обладающих своим внутренним ритмом.
Основой музыкального воспитания в школе является хоровое пение, которое обеспечивает совместное переживание чувств, развивает музыкальный слух, память, ритм, певческие навыки и художественный вкус. Большое место в школе отводится прослушиванию музыкальных произведений в записи, а также ознакомление с элементарными основами музыкальной грамоты. Школьники знакомятся с языком и жанрами музыки, изучают музыкальные инструменты, голоса, узнают о жизни и творчестве композиторов.
На музыкальных занятиях в начальной школе можно создавать ситуации эмоциональной отзывчивости – ситуации смысловой рефлексии музыки. Подобные ситуации создаются при подробном анализе музыкальных произведений. При восприятии музыкальных произведений уместна следующая постановка проблем: Какое название дал бы ты этому произведению? Нравится ли тебе эта музыка? Расскажи об этом произведении так, чтобы человек, который его не знает, мог составить о нем представление. Какие чувства, настроения вызывает у тебя эта музыка? Что, по твоему мнению, композитор хотел сказать этим произведением? Какова главная мысль этой музыки? Зачем автор ее написал? Что он сделал для того, чтобы мы поняли его замысел? Какими средствами он этого достиг? Моделируя данные ситуации, важно помнить, что профессиональные знания, умения и навыки не являются самоцелью музыкальной деятельности школьников, а лишь способствуют развитию их музыкальных способностей и формированию музыкальной культуры.
Таким образом, занятия музыкой направлены на формирование у детей художественно-эстетического отношения к музыкальному искусству, что является одним из условий формирования эстетической культуры обучающихся.