Система образования является сегодня стратегически важной сферой развития общества, значимость которой неуклонно возрастает. Процесс образования в вузе предполагает включение студентов в систему общественных отношений и усвоение социальных ценностей общества.
Образование в вузе не должно сводиться исключительно к передаче знаний. Оно должно выполнять и функции формирования личностных качеств студентов. Системообразующей основой личности является социальность деятельности. Важны при этом такие составляющие, как общение, игра, учение, труд, культурная составляющая, обеспечивающие полноценную включенность индивида в социальную среду.
Современная высшая школа призвана решать две задачи: дать человеку высшее профессиональное образование и способствовать всестороннему гармоничному развитию его личности.
Современный Университет сегодня должен выступать в качестве не только образовательного и научного, но и духовного центра, отличающегося повышенной привлекательностью для абитуриентов в силу высокого качества образования, формирующегося специалиста нового типа, отвечающего реальным потребностям рынка труда.
Применение в деятельности вуза культуроцентристской концепции обеспечивает непрерывность всестороннего человеческого развития. Признание духовно-ответственного выбора и духовно-мотивированного поступка как основ личностной зрелости – главное в этой концепции.
Суть образования и воспитания в рамках культуроцентристской концепции – это поиск высшего смысла жизни, того, что ее «освещает». Результат образования и воспитания – духовность личности как абсолютная ценность человеческой жизни, а в условиях сегодняшнего «бессердечного времени» – и как условие выживания человека без потери человеческого облика и достоинства.
В основе культуроцентристской концепции лежит ряд принципов:
– принцип целостности развития личности посредством интенсивного обращения к образцам гуманитарной культуры, которая содержит в себе совокупность способов реализации сущностных сил человека, как гражданина своего Отечества, и гражданина мира;
– принцип целенаправленного формирования образовательного пространства и социокультурной среды университета как совокупности всех социальных и духовных факторов и условий, непосредственно окружающих студента в процессе обучения;
– принцип референтации, сущность которого состоит в целенаправленной организации встреч с выдающимися людьми, предоставляющих возможность каждому студенту познакомиться с яркой личностью – прогрессивного отечественного или зарубежного деятеля науки, культуры, политики, искусства.
Следует отметить, что роль создаваемой в Университете социокультурной среды в оптимизации образовательного пространства, общекультурном развитии и формировании личности, особенно иногородних и иностранных студентов, трудно переоценить. Вузовская среда становится для них условием формирования гуманной, нравственной, интеллектуальной личности специалиста, обладающего высокой общей и профессиональной культурой.
Целевая ориентация воспитательной работы в Университете –формирование современных российских интеллигентов, у которых высокий уровень общей культуры и профессиональное мастерство прочно соединены с высоким нравственным и гражданским потенциалом. Поскольку молодые люди приходят в университет уже сложившимися личностями, с твердыми жизненными правилами поведения, то в этой связи радикальное изменение сложившихся у них ценностей за ограниченный период времени представляет собой задачу высокой степени сложности.
Культурно-досуговая деятельность является одним из важнейших средств реализации сущностных сил человека и оптимизации социально-культурной среды, окружающей его. В культурно-досуговой деятельности, как правило, слитно присутствуют моменты, познания преобразования и оценки.
Воспитательная работа в ВятГУ представляет собой систему духовно-практического взаимодействия преподавателей, администрации и студентов, направленную на формирование у студентов научного мировоззрения, высокого уровня общей и профессиональной культуры и личностных качеств, соответствующих концептуальным установкам Университета, определяющим нравственный облик российского интеллигента.
Таким образом, у нас есть все основания утверждать, что создание модели вуза, базирующейся на культуроцентристской концепции, создаст необходимые предпосылки для комплексного решения образовательных и воспитательных задач, в частности для решения проблемы адаптации студентов младших курсов к образовательной среде вуза.