Полный текст статьи
Печать

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из важнейших задач государства, общества и общеобразовательной школы, так как вне зависимости от времени страна нуждается в активных, любящих своё Отечество гражданах. К ключевым функциям патриотического воспитания относят следующие: ориентирующая, организационная, прогностическая, контролирующая [3].

Патриотическое воспитание - это процесс взаимодействия педагогов и школьников, направленный на формирование патриотического сознания и ценностей, убеждений и мотивов служения Отечеству [3]. Цель патриотического воспитания - формирование у школьников глубокого понимания патриотического долга, готовности встать на защиту Родины [2].

В исследовании мы рассматриваем патриотическое воспитание подростков. В психологии подростковый возраст определяется периодом жизни человека от 11–12 до 14–15 лет. В подростковом возрасте развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие к той жизненной позиции, с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь [1].

От того, в какой среде развивается школьник, зависят и направления воспитательной работы. Сельская школа формирует систему образовательно-культурной деятельности, направленную на подготовку учащихся к успешной жизни в условиях села. Необходимо воспитать патриота своей «малой Родины», активного гражданина, готового к общественной жизни в сельской местности. Деятельность по патриотическому воспитанию в школе осуществляется посредством организации учебных занятий, проведения внеклассной работы.

Результатом патриотического воспитания является патриотическая воспитанность - актуальный уровень развития внутренней культуры школьника, обусловленный усвоением им опыта познавательной деятельности, эмоционально-ценностных отношений и действенно-практического опыта, и, проявляющийся в способности и готовности реализоваться как личность и индивидуальность в деятельности служения Отечеству [3].

Нами было проведено исследование на базе МКОУ СОШ с. Бобино (Кировская область) с целью определения уровня патриотической воспитанности подростков. В эксперименте приняли участие ученики 7-го класса в количестве 12 человек. В исследовании мы использовали следующие критерии: когнитивно-интеллектуальный (объём знаний школьников по истории «малой родины» (с. Бобино), их полнота, прочность); эмоционально-чувственный критерий: (проявление патриотических эмоций и чувств школьников по отношению к «малой родине»). Результаты исследования представлены на диаграммах (рисунок 1, 2.):

Рисунок 1. Распределение подростков по уровню патриотической воспитанности (когнитивно-интеллектуальный критерий)

Рисунок 2. Распределение подростков по уровню патриотической воспитанности (эмоционально-чувственный критерий) 

Результаты исследования позволяют сделать вывод, что уровень патриотической воспитанности по когнитивно-интеллектуальному критерию - ниже среднего, данный результат зафиксирован у 67% участников, у 25% отмечен средний уровень, и у 8% - высокий. Уровень патриотической воспитанности по эмоционально-чувственному критерию: у 50% респондентов - высокий, и у 50% - средний. На основании этих данных мы можем сделать вывод, что учащиеся 7-го класса МКОУ СОШ с. Бобино поверхностно знают историю «малой Родины». Для решения этой проблемы нами могут быть предложены следующие формы работы со школьниками: проведение уроков мужества; проведение бесед, дискуссий, мероприятий (игр, квестов), где рассказывается об истории села, достопримечательностях; краеведческая деятельность: написание проектов, участие в конференциях; конкурсы сочинений, рисунков.

Таким образом, патриотическое воспитание - одно из важнейших направлений деятельности общеобразовательной школы. Патриотическое воспитание в сельской школе должно вестись наиболее активно, чтобы привить учащимся любовь не только к Отечеству, но и к «малой родине».