Развитие социальной толерантности младшего школьника рассматривается как ведущий фактор развития личности, обеспечивающий его успешную социализацию. Социальная толерантность проявляется в социальной ответственности личности за себя и группу, в том числе этической и правовой сфере [1]. С целью выявления состояния проблемы нами было организовано исследование на базе Средней образовательной школы № 16 г. Кирова, в котором приняли участие 47 учащихся.
Диагностика состояния проблемы осуществлялась с использованием комплекса методик. Первой была реализована методика М. Рокича «Составление понятийного словаря», выявляющая представления учащихся о качествах человека, отражающих нравственную культуру и гражданскую позицию. Большинство респондентов верно разделили качества на положительные 68% (32 человека) и отрицательные 74% (35 человек). Это, на наш взгляд, свидетельствует о том, что они имеют представление о качествах человека, характеризующих его нравственную культуру и гражданскую позицию, что может помочь им в освоении такого понятия как толерантность и социальная толерантность.
Но, так же, выявлены респонденты, допустившие ошибки, что указывает на необходимость работы с этими понятиями. Так 32% респондентов отнесли некоторые положительные качества к отрицательным, что, является показателем непонимания смысла данных понятий (долг, человечность, совесть), 26% отнесли несколько отрицательных качеств к положительным, что, скорее всего, является показателем непонимания смысла данных понятий (недоверие, безразличие). Термины, которые респонденты выбрали как значимые для себя: доброта, дружба, любовь, теплота. Толерантность выбиралась наименьшее количество раз.
Поскольку социальная толерантность и толерантность в целом является важнейшей составляющей поликультурного воспитания, предусматривающего приобщение к национальным духовным ценностям, к общечеловеческим знаниям, к единению культур, формирующим мировоззрение воспитанников, то гражданственность входит в понятие социальная толерантность. Для этого нами была проведена методика М. Рокича «Ты гражданином быть обязан». Полученные данные позволяют констатировать, что 64% респондентов выбрали гражданственность, как присущее им качество, 48% – трудолюбие, 40% – ответственность,32% – жизнерадостность, 30% – требовательность.
В качестве наименее значимых выбраны: 10% – справедливость, 8% – искренность, 6% – честь, 4% – сострадание. Никто из респондентов не выбрал энтузиазм. Возможно, причиной отсутствия выбора таких понятий как энтузиазм, сострадание, требовательность, искренность, справедливость послужило непонимание смысла этих понятий.
Также была проведена диагностика для выявления самооценки навыков толерантного поведения младших школьников по методике Я.А. Батрак. Полученные данные позволяют констатировать, что наибольшее количество респондентов, а именно 32%, имеют недостаточный уровень развития толерантности. Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды. Во многих делах они предпочитают избегать проявления самостоятельных решений и инициативы. Они нуждаются в проведении с ними развивающей работы.
Социальная толерантность, как отмечается в научной литературе, обеспечивает успешную социализацию ребенка. Для этого нами была проведена методика, разработанная М.И. Рожковым. Полученные данные позволяют констатировать, что большее количество респондентов имеют среднюю степень развития социальных качеств, так же есть респонденты, которые имеют низкие показатели, для них свойственен пониженный уровень жизненной активности.
Большинство респондентов имеют средние показатели по уровню развития социальной толерантности, но такие общие понятия как недоверие, толерантность, совесть, безразличие, доброта, долг, человечность были отмечены как непонятные. Это отразилось на уровне развития социализированности младших школьников. Такие качества могут служить показателями уровня социального развития школьника, которые характеризуют меру его готовности к жизни в обществе, поэтому необходимо их сформировать и развивать.
Таким образом, социальная толерантность обеспечивает развитие социализированности ребенка, а именно, чем выше развита социальная толерантность ребенка, тем выше развит уровень его социализированности.