Современная социально-экономическая и политическая ситуация в России предъявляет повышенные требования к социальному развитию человека: становление его как личности, способной к саморазвитию, самосовершенствованию, преобразованию окружающей среды. Указанные требования оказывают влияния на содержание процесса социализации.
Социализация – это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит [1]. Анализ представленного определения позволяет нам сделать вывод, что в процессе социализации необходимо учитывать особенности условий среды, окружающей человека. Наибольший интерес представляет сельская школа, которая зачастую является ключевым звеном в развитии данного типа поселения и важнейшим институтом целенаправленной социализации учащихся. Особого внимания заслуживает процесс социализации подростков в условиях сельской школы. Психолого-физиологические изменения подростков вызывают ряд трудностей, которые требуют незамедлительной помощи в их решении как со стороны родителей, так и со стороны педагогического состава сельских школ. Заявленную нами проблему исследовали Н. А. Калуцкая [3], З.У. Колокольникова [4], А.К. Лукина [4], А. С. Сущенко [5], И. А. Телина и др.
Ученые сходятся во мнении, что условия сельской школы носят противоречивый характер [3]. Среди особенностей сельской местности, влияющих на содержание и организацию воспитательной работы, а, следовательно, и на социализацию подростков,ученые выделяют следующие: менее развитую сеть просветительных и культурных организаций; однородность и доступность производственной сферы учащимся; устаревшая материально-техническая база, недостаточный уровень развития современных коммуникаций и др. В свою очередь, сельская школа обладает рядом преимуществ, которые компенсируют указанные недостатки: погруженность детей в природную и производственную среду; включенность школы в традиции села; тесно переплетенные профессиональные и межличностные отношения [3, 4].
Для определения особенностей процесса социализации подростков в условиях сельской школы нами была осуществлена экспериментальная работа. Мы опирались на исследования И. Г. Бозиной [2] и М. И. Рожкова [5], которые считают, что процесс социализации личности подростка определяется степенью развития нравственного(приверженность гуманистическим нормам жизнедеятельности), мотивационно-деятельностного (адаптированность – сформированное стремление личности к участию в различных социальных отношениях) и когнитивного компонентов (активность – стремление к саморазвитию, самообразованию, автономность – умение применять полученные знания на практике). В эксперименте, организованном на базе МБОУ СОШ д. Малый Полом Унинского района Кировской области, приняли участие 10 человек.
Полученные нами результаты (рисунок 1) свидетельствуют о том, что у подростков наиболее развит мотивационно-деятельностный (80% опрошенных) и нравственный компонент социализации (60% подростков имеют высокий уровень). Развитие когнитивного компонента социализации мы исследовали по таким показателям, как активность и автономность. Нами было выявлено, что низкий уровень по шкале автономности имеют 30% подростков и 10% по шкале активности. Это означает, что ученики не всегда стремятся к самостоятельному получению знаний и к их дальнейшему применению в практической деятельности. Низкий уровень развития указанного компонента у подростков может отрицательно сказаться на успешности процесса социализации.
Рисунок 1. Распределение подростков по уровням развития компонентов социализации
Полученные данные позволяют сделать вывод, о необходимости использования новых форм взаимодействия школьников и педагогов в условиях сельской школы, социально-воспитательного потенциала сельской местности. Для того чтобы процесс социализации в сельской школе проходил успешно, требуется создание педагогами таких условий, в которых бы подростки стремились к проявлению самостоятельности, получению и усвоению новых знаний и применению их в будущем. Эта идея определяет перспективность нашего исследования.