Одна из наиболее трудоёмких задач воспитания – обучить ребенка «видеть и чувствовать людей». Умение сопереживать близким и чужим людям в психологии обозначается термином «эмпатия», под которым понимается способность индивида эмоционально отражать переживания других людей, ориентироваться на их чувства, мысли. Воспитание эмпатии взаимосвязано с формированием у индивида культуры межличностных отношений, способности управлять своими переживаниями и чувствами.
С возрастом способность ребёнка переживать за другого развивается и переключается с реакции на физический ущерб другого человека на реакцию на его чувства и далее на жизненную реакцию в целом. У детей старшего дошкольного возраста формируется эмоциональное предвосхищение, которое вынуждает его предугадывать реакцию людей на его действия. В этот возрастной период необходимо научить ребёнка учитывать интересы и потребности других людей, реагировать на их переживания [1, с. 144].
Развивать способность к эмпатии у ребенка возможно различными средствами художественной литературы, сюжетно-ролевой игры, драматизации, сказки и другими. Сказкотерапия как психолого-педагогическое средство учитывает все эмоциональные потребности ребенка к восприятию нравственных правил, она является характерной для данного возраста деятельностью. Она даёт возможность эмоциональному включению ребёнка в сказку, являясь одним из самых действенных помощников в развитии личности ребёнка, как метод психотерапии, сказкотерапия может быть направлена на решение эмоционально-личностных и поведенческих проблем ребёнка. Сказкотерапия является частью арттерапии в целом. Сказкотерапия используется в работе с тревожными, агрессивными, застенчивыми, неуверенными детьми. Сказкотерапевт должен создать условия, в которых ребенок, работая со сказкой (разыгрывая, продолжая, читая или придумывая сказку), находит решения своих жизненных трудностей и проблем. Возможны как групповые, так и индивидуальные формы работы. В нашей исследовательской работе мы используем сказкотерапию как средство развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
В практической психологии можно выделить несколько способов развития эмпатии средствами сказкотерапии:
- использование сказки как притчи-нравоучения, подсказка с помощью сказочных образов вариантов разрешения сложной ситуации;
- использование сказки как метафоры. Образы и текст вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной психической жизни человека, далее эти метафоры и ассоциации обсуждаются;
- активная работа с текстом, выяснение того, почему герой так поступил. Обсуждение поведения и мотивов персонажа служит поводом к развитию ценностей и способов поведения ребенка. Развитие умения давать оценки, формировать критерии «хорошо» или «плохо»;
- рисование по мотивам сказки, развитие эмпатии через свободные ассоциации и графические образы;
- творческие работы или изготовление проделок по мотивам сказки;
- проигрывание эпизодов сказки. Участие в этих сценках даёт возможность ребёнку прочувствовать некоторые эмоционально-значимые ситуации и воспроизвести эмоции.
Сказки ставят и помогают нам решать моральные проблемы, обычно все герои имеют чёткую моральную ориентацию (либо целиком – «хорошие», либо целиком – «плохие»). Обсуждение героев очень важно для развития симпатий ребёнка, для упорядочения его собственных сложных чувств, для разграничения понятий «добра и зла». Ребёнок сравнивает себя с героями и приписывает себе положительные или отрицательные качества [2].
Таким образом, анализируя проблему применения сказкотерапии в развитии эмпатии детей старшего дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что сказкотерапия не ограничивается только сказочным пространством и применением сказки, а также использует личностный потенциал ребёнка, который актуализируется посредством сказки и метафоры. Ещё одно важное качество – это пролонгированность действия сказкотерапии. В ходе практической работы используются различные техники, которые гармонично комбинируют со сказкотерапией и непосредственно положительно влияют на развитие способности к эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.