Полный текст статьи
Печать

С появлением первых человеческих сообществ, появились и конфликты, которые стали представлять собой повседневные явления. В. П. Ратников в своём труде «Конфликтология» говорит о том, что «сам по себе конфликт не плох и не хорош, он существует повсюду независимо от мнений людей о нём» [4].

Первые попытки осмысления сущности и причин конфликтов относятся к глубокой древности. Так, древнеримский философ Цицерон (106–43 гг. до н. э.) утверждал, что конфликтов в человеческих взаимоотношениях не избежать и попытался определить критерии «справедливого» и «несправедливого» насилия. Он выдвинул идею о «справедливой и благочестивой войне», которая могла вестись для отмщения за причинённое зло.

В Большой советской энциклопедии конфликт понимается как столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьёзное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе. Участники конфликта называются субъектами конфликта. Вопрос или благо, из-за которого разгорается конфликт – это предмет конфликта. Им могут быть территория проживания, деньги, жилище, власть и т. д.

Конфликт принимает разные формы и масштабы. Самая распространенная форма – ссора друзей, родственников, незнакомых людей на улице, в транспорте и т. д. Более серьезная форма – бунт, мятеж, забастовка; они могут завершиться революцией, переворотом, войной. Под масштабом конфликта понимают количество участвующих людей и серьезность последствий.

Как и для любого социального института, для школы характерны конфликты. В сфере образования принято выделять четыре субъекта деятельности, а именно ученик, учитель, родители и администрация. Рассмотрим причины двух видов конфликта между субъектами педагогического процесса: учитель – учитель, ученик – ученик.

Для учительских коллективов школы наиболее характерными являются следующие причины конфликтов:

– нетактичное отношение друг к другу;

– неудобное расписание занятий;

– непродуманные нововведения в школе;

– перекладывание чужих обязанностей на учителей;

– неравномерное распределение педагогической нагрузки.

Наибольшее число конфликтов в учительской среде вызывает проблема учебной нагрузки. 87% учителей считают ее главной причиной внутришкольных конфликтов, при этом их не устраивает, примерно в одинаковой мере, как избыток, так и недостаток учебной нагрузки.

Причинами роста напряженности и конфликтов в учительской среде является также незащищенность учителя от несправедливых обвинений со стороны других участников социально-педагогического процесса: администрации школы, работников вышестоящих органов образования, родителей школьников, школьников. По данным исследования, четыре из пяти опрошенных учителей однозначно заявили о своей полной незащищенности. При этом учителя, проявляющие глубокий интерес к своему делу, чаще вступают в конфликты с представителями администрации и другими коллегами, которые формально относятся к своим обязанностям, а последние чаще конфликтуют со школьниками и их родителями и, соответственно, со своими более добросовестными коллегами.

Анализ исследований по данной проблеме позволил выделить две группы причин конфликтов между учителями:

1) отсутствие такта, вспыльчивость, нетерпимость к недостаткам других, завышенная самооценка, психологическая несовместимость;

2) устаревшая административная система управления в школе, построенная по принципу «начальник–подчиненный».

Среди межличностных конфликтов между учащимися наиболее распространенными являются конфликты между подростками. Психологи О. Ситковская и О. Михайлова сделали вывод о том, что в подростковой среде путь к лидерству связан в первую очередь с демонстрацией жестокости, цинизма и безжалостности. Детская жестокость является исключительно явлением общественным. Ребёнок гораздо больше взрослого подвержен немотивированной жестокости и соблазну стадности.

Так же многие исследователи считают наказание моделью конфликтного поведения личности. А именно, обнаружена положительная связь между количеством агрессивных действий у подростков и частотой их наказания, применяемого взрослыми. На ранних этапах социализации ребёнок подвержен случайной агрессивности со своей стороны, но при успешном достижении цели агрессивным способом может появиться стремление вновь использовать её для выхода из различных трудных ситуаций.

Таким образом, знание причин конфликтов в педагогическом процессе позволяет определить пути профилактики и разрешения конфликтов, способы конструктивного выхода из конфликтных ситуаций.