Период адаптации ребенка к детскому саду с психологической точки зрения является своеобразным испытанием и для ребенка, и для его родителей. Для ребенка изменение привычных условий жизни, необходимость пребывать в группе детей – это стресс, на борьбу с которым он тратит свой адаптационный потенциал.
Учитывая особенности адаптации детей к дошкольной образовательной организации, можно определить основные задачи и направления работы психолога в адаптационный период:
1. Снятие психоэмоционального напряжения ребенка.
Для того, чтобы ребенок не чувствовал эмоционального дискомфорта, он, прежде всего, должен чувствовать себя в безопасности и быть максимально защищенным. Целесообразно также присутствие матери на занятиях. Постепенно время пребывания ребенка в дошкольной организации, в зависимости от нормализации поведения ребенка, можно увеличивать.
2. Установление эмоционального контакта с ребенком.
Период адаптации является сложным не только для ребенка, но и для воспитателя, который должен завоевать расположение и доверие ребенка. В этом ему могут помочь и родители, позитивно настроив малыша на встречу с воспитателем.
3. Ознакомление ребенка с условиями детской образовательной организации.
Сотрудники детской образовательной организации должны заранее продумать, где ребенок будет раздеваться, где будет сидеть за столом, где спать и так далее. В привыкании к новым условиям важную роль играет возможность приблизить атмосферу дошкольной образовательной организации к домашним условиям: принести с собой любимые игрушки.
4. Сближение воспитательных мероприятий в семье и дошкольной образовательной организации.
Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к детям в семье и в детском саду.
5. Помощь ребенку в установлении адекватных отношений с ровесниками.
Еще одной проблемой, которая возникает в период привыкания к условиям дошкольной образовательной организации, является адаптация ребенка к группе сверстников. Кроме того, ребенок должен уметь правильно общаться с другими детьми.
Таким образом, все мероприятия, облегчающие период адаптации к условиям дошкольной образовательной организации, можно разделить на две группы:
1) мероприятия по подготовке детей к поступлению в дошкольную образовательную организацию;
2) организация работы с вновь прибывшими детьми в период их привыкания к новым микро социальным условиям.
Учитывая основные задачи адаптационного периода, деятельность психолога может проводиться по следующим направлениям:
1. Участие в организации подготовки к приему детей в дошкольную образовательную организацию.
Целесообразно еще до вступления познакомиться с родителями и ребенком, установить эмоциональный контакт, узнать об условиях его развития в семье.
2. Помощь воспитателям по выявлению индивидуальных особенностей детей.
С помощью диагностических методов выявить и обратить внимание воспитателя на детей импульсивных, демонстративных, застенчивых, тревожных, возбуждающих, гиперактивных, аутичных и с другими особенностями в поведении.
3. Консультирование воспитателей по организации психологического комфорта для новоприбывших детей.
Можно проводить проблемные семинары: «Взаимодействие детской образовательной организации и семьи как условие успешной адаптации ребенка» и другие. Также необходимо обеспечить организацию психологического комфорта через максимальное приближение атмосферы детской образовательной организации к домашним условиям.
4. Создание условий для возникновения у детей потребности в содержательной деятельности.
Практическому психологу вместе с воспитателем необходимо специально организовать среду в игровой комнате таким образом, чтобы дети не скучали.
5. Определение содержания дальнейшей коррекционно-развивающей работы с вновь прибывшими детьми [1, с. 128].
Таким образом, деятельность психолога способствует адаптации детей к дошкольной образовательной организации.