Полный текст статьи
Печать

Период адаптации ребенка к детскому саду с психологической точки зрения является своеобразным испытанием и для ребенка, и для его родителей. Для ребенка изменение привычных условий жизни, необходимость пребывать в группе детей – это стресс, на борьбу с которым он тратит свой адаптационный потенциал.

Учитывая особенности адаптации детей к дошкольной образовательной организации, можно определить основные задачи и направления работы психолога в адаптационный период:

1. Снятие психоэмоционального напряжения ребенка.

Для того, чтобы ребенок не чувствовал эмоционального дискомфорта, он, прежде всего, должен чувствовать себя в безопасности и быть максимально защищенным. Целесообразно также присутствие матери на занятиях. Постепенно время пребывания ребенка в дошкольной организации, в зависимости от нормализации поведения ребенка, можно увеличивать.

2. Установление эмоционального контакта с ребенком.

Период адаптации является сложным не только для ребенка, но и для воспитателя, который должен завоевать расположение и доверие ребенка. В этом ему могут помочь и родители, позитивно настроив малыша на встречу с воспитателем.

3. Ознакомление ребенка с условиями детской образовательной организации.

Сотрудники детской образовательной организации должны заранее продумать, где ребенок будет раздеваться, где будет сидеть за столом, где спать и так далее. В привыкании к новым условиям важную роль играет возможность приблизить атмосферу дошкольной образовательной организации к домашним условиям: принести с собой любимые игрушки.

4. Сближение воспитательных мероприятий в семье и дошкольной образовательной организации.

Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к детям в семье и в детском саду.

5. Помощь ребенку в установлении адекватных отношений с ровесниками.

Еще одной проблемой, которая возникает в период привыкания к условиям дошкольной образовательной организации, является адаптация ребенка к группе сверстников. Кроме того, ребенок должен уметь правильно общаться с другими детьми.

Таким образом, все мероприятия, облегчающие период адаптации к условиям дошкольной образовательной организации, можно разделить на две группы:

1) мероприятия по подготовке детей к поступлению в дошкольную образовательную организацию;

2) организация работы с вновь прибывшими детьми в период их привыкания к новым микро социальным условиям.

Учитывая основные задачи адаптационного периода, деятельность психолога может проводиться по следующим направлениям:

1. Участие в организации подготовки к приему детей в дошкольную образовательную организацию.

Целесообразно еще до вступления познакомиться с родителями и ребенком, установить эмоциональный контакт, узнать об условиях его развития в семье.

2. Помощь воспитателям по выявлению индивидуальных особенностей детей.

С помощью диагностических методов выявить и обратить внимание воспитателя на детей импульсивных, демонстративных, застенчивых, тревожных, возбуждающих, гиперактивных, аутичных и с другими особенностями в поведении.

3. Консультирование воспитателей по организации психологического комфорта для новоприбывших детей.

Можно проводить проблемные семинары: «Взаимодействие детской образовательной организации и семьи как условие успешной адаптации ребенка» и другие. Также необходимо обеспечить организацию психологического комфорта через максимальное приближение атмосферы детской образовательной организации к домашним условиям.

4. Создание условий для возникновения у детей потребности в содержательной деятельности.

Практическому психологу вместе с воспитателем необходимо специально организовать среду в игровой комнате таким образом, чтобы дети не скучали.

5. Определение содержания дальнейшей коррекционно-развивающей работы с вновь прибывшими детьми [1, с. 128].

Таким образом, деятельность психолога способствует  адаптации детей к дошкольной образовательной организации.