Полный текст статьи
Печать

Современный этап развития системы образования характеризуется общей демократизацией и гуманизацией обучения. Одним из важнейших путей их осуществления является индивидуализация учебного процесса, связанная в значительной степени с созданием условий для реализации потребности субъекта в познании окружающего мира в соответствии с предпочитаемой им когнитивной стратегией. Важнейшей составной частью когнитивной стратегии является познавательный стиль, который акцентирует внимание на тех индивидуальных различиях в интеллектуальной активности, которые характеризуют индивидуальное своеобразие способов изучения реальности.

Индивидуальный познавательный стиль и его учет в процессе обучения достаточно активно исследуется в отечественной и зарубежной психологии. С целью выявления состояния проблемы нами было организовано исследование на базе Средней образовательной школы № 16 г. Кирова, в котором приняли участие 48 учащихся.

Исследование особенностей развития познавательных стилей старшеклассников проходило в групповой форме, в естественной для учащихся обстановке.

Для проведения исследования были использованы следующие методики:

1. Методика «Индивидуальные стили мышления» (А. Алексеева, Л. Громовой) [1]. Анализ полученных результатов говорит о том, что среди старшеклассников преобладает аналитический тип стиля мышления, он выявлен у 45% школьников. Следующим, наиболее часто встречающимся типом мышления является реалистический (25%). Идеалистический тип мышления выявлен у 17% старшеклассников. Наименее распространенным среди учеников является синтетический, выявленный у 8% и прагматический тип мышления (5%).

Обобщая результаты, мы можем сделать вывод, что у старшеклассников данной группы преобладающими являются аналитический и реалистический стили мышления. Во многом это связано с тем, что, школьники приобретают большой опыт взаимодействия и общения со взрослыми и в различных жизненных ситуациях, что позволяет им более объективно, реально оценивать результаты деятельности и события.

2. Методика «Включенные фигуры» Г. Уиткина [1]. Цель проведения методики: определение когнитивного стиля «полезависимость / поленезависимость».

По результатам обследования старшеклассников были выделены четыре группы испытуемых:

– в первую группу вошли семь человек (15%) – фиксированных полезависимых старшеклассников;

– вторая группа представлена тремя (6%) мобильными полезависимыми испытуемыми;

– третья группа состоит из десяти (21%) представителей фиксированного поленезависимого когнитивного типа;

– четвертая группа, образованная мобильными поленезависимыми старшеклассниками является самой многочисленной –28 человек (58%).

Таким образом, среди старшеклассников преобладают «мобильные поленезависимые». Эти испытуемые склонны контролировать влияние зрительных впечатлений за счет опоры на внутренние критерии, легко преодолевают влияние видимого поля, быстро находят деталь в сложном изображении. 

3. Методика «Сравнение похожих рисунков» (Дж. Каган) [2]. Методика применяется для диагностики когнитивного стиля «импульсивность–рефлексивность». По результатам обследования старшеклассников были выделены четыре группы испытуемых: «импульсивные» (21%) – такие старшеклассники быстро находят картинку, но допускают много ошибок, «быстрый точный» (15%) – испытуемые этой группы работают быстро и допускают минимальное количество ошибок, «рефлексивные» (48%) – старшеклассники много времени затрачивают на поиск эталонной картинки и не совершают ошибок, медленный неточный (16%) – респонденты при значительном времени поиска допускают много ошибок. Таким образом, среди испытуемых преобладает «рефлексивный» стиль реагирования. Их реакция является более медленной по сравнению с импульсивными старшеклассниками, для них характерен замедленный темп принятия решений.

В заключение отметим, что при условии учета особенностей когнитивной стратегии каждого обучающегося возможно применение различных методик личностно-ориентированного обучения, обладающих потенциальными возможностями для развития личности ученика и совершенствования его индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности, в основе которого лежит когнитивный стиль.