Полный текст статьи
Печать

Актуальной проблемой современной системы образования является необходимость обучения педагогов проектированию собственного профессионально-личностного развития. Под профессионально-личностным развитием мы понимаем непрерывный, поэтапный процесс приобретения педагогом как субъектом собственного развития знаний, умений, способов деятельности, позволяющих ему оптимальным способом реализовать своё педагогическое предназначение и решать профессиональные задачи.

Профессионально-личностное развитие всегда индивидуально, поэтому будет отличаться в зависимости от того, кто является его субъектом. Тем не менее, можно выделить основные черты, которые свойственны той или иной группе лиц. Так, процесс профессионально-личностного развития педагогов средних профессиональных учебных заведений имеет ряд специфических черт.

Важнейшей из них является дуальность данного процесса, а именно, тесная взаимосвязь двух путей его протекания – методической работы и самообразования. Названные пути неразрывно связаны между собой. Отсутствие самообразования не позволяет методической работе достичь оптимального эффекта, в то же время активное участие в правильно организованной методической работе побуждает педагога к самообразованию, саморазвитию.

Остановимся и более подробно рассмотрим данные составляющие профессионально-личностного развития педагога в системе среднего профессионального образования.

Вслед за М.М. Поташником, под методической работой мы понимаем «основанную на науке и прогрессивном педагогическом и управленческом опыте целостную систему взаимосвязанных мер, нацеленную на обеспечение профессионального роста педагога, развитие его творческого потенциала, а, в конечном счёте, на рост уровня образованности, воспитанности, развитости, социализированности и сохранение здоровья учащихся» [1]. Из приведённого определения вытекает, что основная функция методической работы заключается в обеспечении поэтапного и постоянного профессионально-личностного развития педагога.

Второе направление профессионально-личностного развития педагогов осуществляется посредством самообразования. Российская педагогическая энциклопедия определяет самообразование как  «целенаправленную познавательную деятельность, управляемую самой личностью» [2]. Данная трактовка понятия подчёркивает такие характерные черты процесса самообразования, как наличие чёткой цели, на достижение которой направлена познавательная деятельность, а также активную роль личности, проявление её субъектности на пути к осуществлению поставленных задач. Именно субъектность, как качество личности, обозначающее способность человека отдавать отчёт в собственных действиях, быть стратегом деятельности, ставить цели, осознавать мотивы, самостоятельно выстраивать действия и оценивать их соответствие задуманному, корректировать цели, выстраивать планы жизни, по мнению многих учёных, является необходимым условием самообразования.

В качестве исходного мотива самообразование предполагает личную активность, которая, в свою очередь, может быть ослаблена или усилена внешними условиями. Таким образом, можно говорить о наличии внешних и внутренних мотивов активности преподавателя. К внешним источникам самообразования педагога системы среднего профессионального образования относятся требования и ожидания общества, государства, педагогического сообщества, которые формулируются в Федеральном законе «Об образовании в РФ», федеральных государственных образовательных стандартах СПО (ФГОС СПО), основных и дополнительных профессиональных образовательных программах в части кадрового обеспечения, должностных инструкциях, положении об аттестации педагогических кадров на квалификационные категории и пр. Инициированная извне потребность в саморазвитии в дальнейшем поддерживается внутренним (личным) источником активности (убеждениями, чувством долга, ответственности, здорового самолюбия, кадровыми перспективами и т.п.). Другими словами, потребность в самообразовании появляется только в том случае, когда оно приобретает в глазах преподавателя колледжа или мастера производственного обучения личностную, глубоко осознанную ценность.

Таким образом, профессионально-личностное развитие педагога системы СПО имеет ряд специфических особенностей, основной из которых является дуальность данного процесса, предусматривающая тесную взаимосвязь самообразования и методической работы.