Полный текст статьи
Печать

Проблема взаимосвязи между творческим мышлением и эмоциональной устойчивостью является чрезвычайно актуальной для современных исследований. Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы пришли к выводу о недостаточной разработанности данного направления исследований. Также важно определить содержание деятельности педагога-психолога по развитию творческого мышления и формированию эмоциональной устойчивости у детей младшего школьного возраста с учетом этой взаимосвязи.

В настоящее время исследованием проблемы эмоциональной устойчивости занимаются многие ученые: Л.М. Аболин [1], А.А. Баранов, М.Ю. Денисов [3] и другие. Также проблема творческого мышления остается актуальной и в настоящее время и её исследованием занимаются: С.Л. Рубинштейн, Ж. Пиаже, Ю.Г. Тамберг, Дж. Гилфорд [2] и др.

Исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ № 16» города Кирова. В исследовании приняло участие 47 респондентов в возрасте 9–10 лет.

Для проведения констатирующего эксперимента использован следующий инструментарий: 2 методики, направленные на выявление уровня эмоциональной устойчивости (проективный тест «Кактус» М.А. Панфиловой, диагностика страхов у детей и подростков «Страхи в домиках»); 3 методики для диагностики развития творческого мышления (методика оценки сочиненной ребенком сказки О.М. Дьяченко и Е.Л. Пороцкой, тест «Обобщение понятий», опросник Г. Дэвиса).

В ходе констатирующего эксперимента было выявлено, что в контрольной и экспериментальной группе одинаково низко развито творческое мышление, также не сформирована эмоциональная устойчивость, что являлось предпосылкой для дальнейшей работы. Далее с помощью корреляционного анализа Спирмена мы установили наличие взаимосвязи между изучаемыми нами психологическими характеристиками. При подсчете получилось значение, равное 0.6, что позволяет говорить о наличии взаимосвязи между изучаемыми нами характеристиками. При этом связь между эмоциональной устойчивостью личности и творческим мышлением по направлению прямая (положительная) и по силе – средняя.

Далее было принято решение о разработке и реализации программы по формированию эмоциональной устойчивости посредством развития творческого мышления у детей младшего школьного возраста. Также были составлены рекомендации для классного руководителя и родителей, в ходе родительского собрания эти рекомендации были представлены.

Программа «Стеклышки калейдоскопа» рассчитана на 14 занятий (помимо диагностических). Занятия проводились 2–3 раза в неделю длительностью 45–60 минут. Реализовывалась программа в учебном классе, где находилось все необходимое для работы. Структура каждого занятия соблюдалась, а именно присутствовала вводная, основная и заключительная части занятия. Вводная часть включала в себя приветствие и упражнение на разминку, основная часть – 3–4 психотерапевтических упражнения на развитие творческого мышления и заключительная часть являлась рефлексивным упражнением, дети отзывались о проведенном с ними занятии.

В процессе экспериментальной работы дети были настроены позитивно, с энтузиазмом выполняли все данные им задания. У каждого ребенка появился любимый вид деятельности, например, большинству пришлись по душе задания, где нужно было что-либо изобразить на бумаге или что-то сочинить самостоятельно.

На контрольном этапе нашего исследования нами проведен диагностический срез с использованием тех же диагностик, что и на констатирующем этапе. По итогам диагностической работы были получены следующие результаты: методики, направленные на изучение творческого мышления детей выявили стабильный прогресс, уровень развитости данной психологической характеристики повысился. По методикам, направленным на изучение эмоциональной устойчивости детей также была видна положительная динамика, уровень страхов и агрессии снизился, зачатки эмоциональной устойчивости были сформированы у большинства респондентов экспериментальной группы. Контрольная же группа показала примерно такие же результаты, как и на констатирующем эксперименте.

В целом, можно заключить, что видна положительная динамика, это дает нам возможность говорить об успешности реализации составленной нами программы.

Хотелось бы отметить, что работа, проведенная с классным руководителем и родителями, также внесла вклад в полученный нами результат, потому что только комплексная деятельность может давать значимые результаты.