Процесс развития саморегуляции у подростков в последнее время представляет интерес для исследователей, так как именно саморегуляцию активизируют многие внутриличностные процессы, содействуют осознанию ситуации личностного развития самим обучающимся, способствуют педагогическому осмыслению потенциалов и ограничений становления его субъектности. В свою очередь осознание потенциала саморегуляции подростков, освоение соответствующих знаний, умений и навыков помогают педагогам выявить причины и проблемы, касающиеся затруднений обучающихся.
Проблема заключается в том, что дети и подростки на сегодняшний день, также, как и взрослые, страдают от избыточных физиологических и информационных нагрузок и непосильного для них психологического давления. Соответственно все выше перечисленное способствует возникновению асоциального поведения. В целях коррекции и развития саморегуляции педагогу необходимо выявить причины возникновения дисбаланса саморегуляции в учебно-воспитательном процессе.
В соответствии с различными теориями и учениями, феномен саморегуляции можно рассматривать как внутренний механизм активизации субъектности индивида. В ядро саморегуляции как важнейшей личностной категории входит оптимизация внутренних психологических ресурсов индивида, компенсирующая недостатки самоконтроля и регулирующая индивидуальные состояния в связи с решением ряда текущих и оперативных задач.
Существуют различные подходы к пониманию процесса саморегуляции. Это «внутренняя» регуляция человеком своей активности; осознание личной позиции субъекта деятельности; управление человеком своими эмоциями, чувствами и переживаниями; целенаправленное изменение психических состояний и отдельных психофизических функций; целенаправленный сознательный выбор характера и способа действий; системно-организованный процесс управления различными видами активности для достижения поставленных целей [1, 2, 4].
Основные формы и методы развития навыков саморегуляции у младших подростков:
- метод демонстрации положительного личного примера
- метод беседы, направленный на проговаривание моделей поведения в критических ситуациях.
- проговаривание, моделирующее критическую ситуацию, того типа саморегуляции, который желательно сформировать (например, разрешающий или терпеливый и т.д.).
Возможно использование сразу нескольких форм и методов развития навыков саморегуляции. Обязательно при этом помнить о необходимости закрепления положительного эффекта, если он появляется в изменении способа воздействия, если он приводит лишь к негативным последствиям. Последнее может объясняться несоответствием конкретного способа воздействия личности ребенка. В этом случае нужно более четко отработать индивидуальный подход, лучше понять конкретного ребенка и только после этого действовать.
Существуют различные формы развития навыков саморегуляции, но одним из наиболее творческих и свежих подходов является театр в воспитательной системе. Театральное образование и воспитание младших подростков, как правило, направлено на:
- развитие основ зрительской культуры;
- формирование навыков театрально-исполнительской деятельности;
- накопление учащимися знаний о культуре и фольклоре;
- личностном развитии и развитии навыков саморегуляции;
- снижении стрессовых состояний и повышенной тревожности.
Навыки саморегуляции развиваются постепенно, поэтому важно, чтобы ожидания взрослых соответствовали возрасту ребенка. Л.С. Выготский [3] назвал диапазон ожиданий, соответствующих уровню развития, зоной ближайшего (проксимального) развития. Зона ближайшего развития – это «растущая грань компетенции», представляющая собой те навыки, которым ребенок готов научиться. Ожидать от ребенка, пусть даже уже подростка, проявления навыков, которые выходят за зону ближайшего развития, неэффективно и зачастую разрушительно. Наказание его за то, что он не может удержать внимание больше определенного времени или не может быстро успокоится, когда расстроен, никак не поможет ему научиться саморегуляции. С другой стороны, если не предоставлять подростку возможности научиться новому и улучшить свои навыки, это задерживает его личностный рост.
По мере взросления люди начинают применять навыки саморегуляции без напоминания или помощи. Они развивают собственные стратегии, которые помогают справляться с поступающей информацией, выбирать соответствующую реакцию и поддерживать уровень активации / возбуждения, который помогает им участвовать в обучении.
Таким образом, чтобы развить навыки саморегуляции, подросткам необходим опыт и практика процессов саморегуляции в совместной организованной деятельности со взрослыми и ровесниками.