Полный текст статьи
Печать

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития интеллектуальных способностей. Если вовремя не оказать нужного воздействия и не предпринять необходимых мер по развитию интеллектуальных способностей, то компенсировать это в старших классах будет весьма затруднительно. Поэтому проблема активизации интеллектуальной деятельности младших школьников в процессе обучения является одной из наиболее актуальной в педагогической практике и науке.

Различные аспекты интеллектуальной деятельности исследовали Д. Б. Богоявленская, А.А. Востриков, П.Я. Гальперин, И.C. Ладенко, А. Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, М.Л. Смульсон и др.

В разных педагогических и психологических источниках понятие «интеллектуальная деятельность» раскрывается по-разному, в психологическом словаре понятие интеллектуальная деятельность определяется как мыслительная деятельность личности, обеспечивающая возможность приобретать все новые знания и эффективно использовать их в ходе жизнедеятельности, способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности – при овладении новым кругом жизненных задач [3]. Таким образом, интеллектуальная деятельность представляет собой систему умственной, познавательной, творческой деятельности, направленной на приобретение новых знаний, на эффективное решение проблем и применение индивидуального подхода к ситуации.

Интеллектуальная деятельность младших школьников связана с такими психическими процессами, как восприятие, память, мышление, воображение и др. Главным элементом интеллекта является мышление. Именно мышление позволяет решать сложные мыслительные задачи и определяет уровень интеллектуальных способностей.

Согласно концепции Ж. Пиаже, интеллектуальная деятельность ребёнка 7–11 лет находится на стадии конкретных операций. Приобретается понятие сохранения для непрерывных и дискретных величин. Переход к конкретно-операционному мышлению влечёт за собой существенные изменения памяти, восприятия, воображения, воли, речи, т.е. всех психических процессов, а также сознания младшего школьника, его моральных суждений, способности к сотрудничеству с разными людьми [2].

Активизация интеллектуальной деятельности младших школьников в настоящее время является одной из важнейших задач интеллектуального воспитания. Сознательное и прочное усвоение знаний учащимися происходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу следует организовать на каждом уроке так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика.

Дидактическую игру необходимо использовать как средство активизации интеллектуальной деятельности. В.Н. Кругликов определяет дидактическую игру, как вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения [1]. Дидактическая игра – разновидность игры, направленная на решение учебных задач, отличающаяся наличием определённых правил, целей, результатов, а также характера учебно-познавательной активности. Для того чтобы выявить возможность активизации интеллектуальной деятельности младших школьников посредством дидактической игры, необходимо определить наиболее информативные методики диагностики интеллектуального развития младших школьников. А также разработать комплекс дидактических игр, который способствовал бы повышению уровня развития интеллектуальных способностей младших школьников и активизации их интеллектуальной деятельности.

Итак, младший школьный возраст является наиболее чувствительным периодом для развития интеллектуальных способностей. Поэтому необходимо с начальной школы активно включать детей в интеллектуальную деятельность. Активизация интеллектуальной деятельности детей младшего школьного возраста посредством дидактических игр приводит к развитию всех психических процессов: памяти, внимания, восприятия, воображения и т.д. Дидактическая игра способствует успешному усвоению всех учебных знаний, умений и навыков, а также становлению эмоционально волевой сферы учащихся.