Полный текст статьи
Печать

Проблема формирования здорового образа жизни становится приоритетным направлением развития в дошкольной организации. Одним из первых исследователей физического воспитания стала Н.К. Крупская. Она считала, что здоровый образ жизни - это основа формирования личности. Процесс формирования здорового образа жизни подрастающего поколения до недавнего времени идентифицировался с физическим воспитанием [4]. Создателем оригинальной теории физического воспитания в России стал П. Ф. Лесгафт его научные взгляды легли в основу его педагогической системы, главное место в которой занимала теория физического образования. Е. Н. Чулицкая считала, что дошкольный возраст является главным в формировании начального этапа здорового образа жизни человека [3]. Именно в дошкольном возрасте идет усиленное развитие органов и установка функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, определяется характер, отношение к окружающим и к себе. Нужно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни.

Огромное значение в создании подходящих условий для формирования у дошкольников здорового образа жизни играет дошкольная организация. В детском саду нужно выстроить специальную пространственную среду, которая стимулирует поисково-практическую деятельность и познавательные интересы детей. Требуется создать такой оздоровительный режим, который позволяет закладывать у детей дошкольного возраста основополагающие навыки по формированию основ здорового образа жизни. Педагогам нужно воспитывать в детях чувство ответственности за свое здоровье и правильное отношение к нему. Главное направление в работе по оздоровлению детей – это осуществление лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий в детском саду [2]. Крайне важно, чтобы обучение носило интегрированный характер. Дошкольная образовательная организация  не может заменить семью и решить многие социально-экономические и материальные ее проблемы, она призвана поднимать воспитательный потенциал, авторитет семьи при помощи организации результативных взаимоотношений с родителями своих воспитанников. Основа взаимодействия «семья – дошкольная организация» определяется следующими направлениями: повышение педагогического уровня знаний родителей в период всего воспитания и обучения детей в дошкольной организации, консультирование родителей по вопросам воспитания психологами, согласование воспитательных педагогических действий педагогов и родителей, организация социально-педагогической помощи семье, совместная выработка наиболее соответствующих направлений совершенствования воспитания подрастающего поколения. Повышение воспитательной возможности семьи по формированию здорового образа жизни, возможно при условии положительно направленного взаимодействия семьи и дошкольной организации. Такое взаимодействие предполагает равноправные позиции педагогов и родителей в воспитании и развитии личности ребёнка [1].

Средства формирования представлений о здоровом образе жизни – это основные инструменты, с помощью которых осуществляется своеобразный «механизм» доведения содержания деятельности до аудитории [3]. К комплексу средств дошкольного образования относятся утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры, прогулки, режим, полноценное питание, беседа, чтение художественной литературы, проведение спортивных мероприятий, рассматривание художественных иллюстраций [1].

Таким образом, детям дошкольного возраста педагоги могут только дать представления о здоровом образе жизни, а уже в школе сформировать умения и навыки здорового образа жизни.