Полный текст статьи
Печать

В ФГОС начального общего образования предъявляются требования к результатам освоения основной образовательной программы, в которые входит сформированность мотивации к обучению. В этом направлении в младшем школьном возрасте необходимо вовремя изучить и выявить уровень учебной мотивации для дальнейшего развития мотивационной сферы ребенка. В этом возрасте происходит смена ведущего вида, на смену игры приходит учебная деятельность и в связи с этим очень важно заложить основу желания учиться, развивая учебную мотивацию.

Под учебной мотивацией понимают частный вид мотивации, включенной в учебную деятельность, характеризующейся сложной структурой, одна из форм которой является структура внутренней и внешней мотивации [2].

Учебная мотивация младших школьников имеет свои положительные и отрицательные стороны, которые выделила А.К. Маркова. К положительным сторонам можно отнести следующее: любознательность, положительное отношение ребенка к школе, широта интересующих явлений. К отрицательным сторонам относится: утомляемость, вызванная заданиями; малоосознанность интересов; ориентировка исключительно на результат [1]. Ориентировка на результат предполагает получение оценок, которые играю важную роль для младших школьников.

Следует отметить, что структура учебной мотивации включает в себя целую систему мотивов, которые так же являются побудителем учебной деятельности. Мотивы учебной деятельности − все факторы, обуславливающие проявление в учебной активности: потребности, цели, установки, чувство долга, интересы, идеалы и др. [3].

Рассматривая учебные мотивы младших школьников, следует  отметить их особенности: неустойчивость, неосознанность, слабое их обобщение, имеют ориентировку на результат-знания [3].

Для изучения уровня учебной мотивации младших школьников использовалась методика «Анкета для оценки уровня школьной мотивации» Н. Лускановой. Исследование проводилось на базе МОАУ Лицей № 21 г. Кирова. В исследовании приняли участи 2 первых классов, общей сложность 50 младших школьников. Анкета состояла из 10 вопросов. Обработка проводилась путем подсчитывания баллов, сумма которых соответствовала одному из 5 уровней.

  • Высокий уровень. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки.
  • Средний уровень. Хорошая мотивация. Учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью.
  • Положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем.
  • Низкая школьная мотивация. Учащиеся посещают школу неохотно. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми.
  • Негативное отношение к школе. Такие учащиеся испытывают серьезные трудности в обучении.

Результаты получились следующими, они представлены  в таблице 1.

Таблица  1

Уровни учебной мотивации младших школьников

Уровень учебной мотивации

Количество человек

Проценты

(%)

Высокий

15

30

Средний (хорошая)

16

32

Положительное отношение (вне учебная)

17

34

Низкий

2

4

 

Исходя из таблицы мы видим, что, несмотря на то, что больше половины класса имеют высокий и средний уровень мотивации, треть испытуемых, привлекает внеучебная деятельность. Следует так же отметить, что исходя из процентов каждого уровня, положительное отношение преобладает в группе – 34%.

Таким образом, подводя итог по всему выше изложенному, хочется отметить, что учебная мотивация младших школьников в первую очередь  характеризуется: любознательностью, широтой интересующих явлений, ориентировкой на результат. Так же мы провели эксперимент и выявили, что в группе младших школьников преобладает положительное отношение к школе, что говорит о привлекательности внеучебной деятельности.