Полный текст статьи
Печать

Проблема электронного обучения людей пожилого возраста компьютерной грамотности является актуальной.  Сегодня активно развиваются сервисы электронного правительства, происходит переход к оказанию государственных и муниципальных и иных услуг в электронном виде, совершенствуется технико-технологическая инфраструктура. Для использования этих новых возможностей, необходимы определенные знания и умения. Люди старшего поколения оказываются не всегда готовыми к использованию информационных и телекоммуникационных технологий в своей повседневной жизни. Поскольку, используя знания и умения работы на компьютере, люди пожилого возраста могут успешнее социализироваться, был разработан региональный проект по обучению пожилых людей компьютерной грамотности «Диалог поколений».

Для эффективной реализации проекта электронного обучения людей старшего возраста компьютерной грамотности мы выстроили систему управления, учитывающую психолого-педагогические подходы к обучению людей старшего возраста.

В качестве пожилых людей, мы рассматривали тех, которые достигли пенсионного возраста и вышли на пенсию, то есть сменили социальный статус. Так как в это время люди имеют значительный трудовой опыт, обладают свободным временем для дополнительного образования.

Электронное обучение пожилых людей строится по принципу «от простого к сложному». Сначала компьютер рассматривается как инструмент деятельности, затем как объект изучения. Необходимо повторение и закрепление самых важных алгоритмов, поэтому при обучении пожилых людей, такие алгоритмы как запуск программы, сохранение документа – повторяются несколько раз, в разных ситуациях. Задания должны быть простые.

При организации сопровождения обучения компьютерной грамотности пожилых людей следует учитывать особенности развития человека в позднем возрасте, жизненную компетентность, зрелость и высокий уровень самосознания пожилого человека.

В соответствии с этим можно выделить следующие базовые принципы педагогического сопровождения индивидуально-личностного развития людей пожилого возраста:

•        дифференциация, обусловленная тем, что люди пожилого возраста - особая группа населения, обладающая отличными от других возрастных групп физиологическими и социально-психологическими характеристиками, которые являются следствием процесса старения;

•        индивидуализация, обусловленная неравномерностью возрастных изменений, что предопределяет неоднородность их индивидуальных проявлений;

•        комплексность, поскольку развитие в позднем возрасте включает биологические и социально-психологические изменения, педагогическое вмешательство, направленное на активизацию, должно осуществляться в комплексе с медицинским и социальным обслуживанием;

• равноправное партнерство – право свободного выбора, жизненный опыт, включающий навыки самовоспитания и самоорганизации, а также жизненная компетентность являются основанием для нахождения равновесия между внешним воздействием и самовоспитанием.

• актуализация результатов – принцип, предполагающий немедленное применение приобретенных качеств, знаний, умений и навыков.

Учитывая специфику обучения пожилых людей компьютерной грамотности, был разработан и наполнен учебными материалами сайт, определены 10 учебных тем и их структура.

Для каждой темы подготовлен сценарий видеозанятий, определено содержание печатных учебных материалов, ментальных карт, материалов для самопроверки. Затем было запущено производство учебных материалов. Для выполнения этих работ были приглашены специалисты (методисты, видеографы, художники, корректоры, технические специалисты), обладающие высоким профессиональным мастерством, что обеспечило качество производства электронных учебных материалов.

В соответствии с графиком на региональной Интернет-площадке проекта vdialoge43.ru были размещены учебные материалы, к которым обеспечивался открытый доступ для всех желающих.

Каждый учебный модуль – это видео урок, состоящий из одного или более занятий продолжительностью до 10 минут каждый. После просмотра всех видео-занятий пользователю предлагается пройти контрольный тест и при успешном исходе выдается именной сертификат о прохождении заявленной темы.

На сайте проекта vdialoge43.ru размещены следующие учебные модули: Компьютер – это просто; Работа с компьютерной графикой; Знакомство с настольной издательской системой Microsoft Publisher; Создание презентаций; Справочно-правовые системы; Безопасная работа на компьютере; Облачные сервисы; Социальная карта; Создание видео; Электронные образовательные ресурсы.

Таким образом, региональная интернет-площадка по обучению компьютерной грамотности «Диалог поколений» создана с учетом психолого-педагогических подходов к обучению людей пожилого  возраста.