Полный текст статьи
Печать

Методология новых образовательных стандартов предполагает реализацию метапредметного подхода в образовании, что позволяет создать условия для  формирования у школьника образа мира. Специалисты отмечают, что если раньше содержание образования понималось как своего рода мозаика, составленная из отдельных предметов, то теперь приоритет отдается формированию у ученика «образа мира». Образ мира - это созданная школьником как субъектом учения совокупность собственных представлений об изучаемых явлениях и объектах на основе имеющихся  у него знаний и опыта.  

Актуальность нашего исследования определяется переходом образовательных организаций на стандарты нового поколения и необходимостью подготовки педагога к реализации метапредметного подхода в практике. На констатирующем этапе эксперимента нами было проведено анкетирование педагогов по данной проблеме. В анкетировании приняли участие 38 педагогов Подосиновского района Кировской области и Кичменгско-Городецкого района Вологодской области. Из них 58% с высшей квалификационной категорией, 37% – с первой квалификационной категорией,  5%  участников  анкетирования  не имеют  категории. 

В Концепции ФГОС [2] под метапредметными результатами понимаются освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

На вопрос «Что Вы понимаете под метапредметными результатами образования?» ответы респондентов распределились следующим образом: 42% респондентов  считают, что это результаты, полученные учениками по разным предметам и применяемые ими в учебной и внеучебной деятельности; 16% респондентов  полагают, что это умения, которые востребованы на любом уроке и в жизни; 10,5% респондентов – сформированные в ходе обучения навыки и способности, необходимые для самостоятельного изучения предмета и оперирования с информацией; 10,5% респондентов  уверены, что это познавательные, коммуникативные, регулятивные универсальные учебные действия. Только 21% респондентов  дали ответ, соответствующий нормативным документам.

На вопрос «Какие способы достижения метапредметных результатов Вы считаете наиболее  эффективными?» ответы респондентов распределились следующим образом. Большая часть участников опроса называют известные и привычные им формы работы с учащимися. Так,  42 % респондентов  считают, что это участие школьников в проектной деятельности, 37 % респондентов – интегрированные уроки; 31,5 % респондентов называют использование продуктивных методов обучения и эффективных педагогических технологий.

Однако для некоторых педагогов ответ на данный вопрос не так очевиден. 21% респондентов убеждены, что достижение метапредметных результатов обеспечит включение школьников в исследовательскую деятельность или организация их самостоятельной деятельности. Выявлено также мнение о том, что эффективным способом является  внеурочная деятельность и внеклассные мероприятия, применение ИКТ, реализация системно-деятельностного подхода; развитие рефлексивных умений учащихся;организация работы учащихся с большим объемом информации; контроль со стороны учителя (по 10,5 %). Содержание этих ответов педагогов свидетельствует об их стремлении осмыслить новую профессиональную задачу и найти способы ее решения, но четких представлений о современных методиках и технологиях, направленных на  достижение метапредметных результатов, выявить в процессе исследования не удалось.   

В то же время в педагогической науке разрабатывается как содержание метапредметного подхода [4], так и инновационные практико-ориентированные способы организации образовательной деятельности школьников, обеспечивающие достижение ими метапредметных результатов образования [1, 3].

Таким образом, участники исследования имеют общее представление о том, что такое метапредметные образовательные результаты, но у педагогов отсутствует понимание способов достижения их в образовательной практике. Можно сделать вывод о том, что, несмотря на информированность педагогов о метапредметном подходе, проблемой является их подготовка к реализации данного подхода в условиях конкретной образовательной организации.