Полный текст статьи
Печать

В последние годы в школьном образовании произошли глобальные изменения в содержательном, структурно-функциональном и технологическом аспектах. Такая перестройка обусловлена, в первую очередь, формированием новой философии образования, которая с необходимостью влечет за собой переход к новой управленческой системе.

Введение в школьную практику новых стандартов говорит о новом этапе российского образования. В соответствии с Законом РФ «Об образовании в РФ» стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования, основного и полного общего образования [2]. Для администрации школы это означает выход на принципиально новый уровень образовательных услуг и необходимость включения в инновационную деятельность, освоения новых требований к реализации ФГОС [1]. Нововведения основаны на применении разных подходов к управлению образованием.

В процессе становления управления как научно обоснованного процесса значительное внимание уделяется категории «подход к управлению». Под «подходом к управлению» мы понимаем совокупность приёмов и способов управляющего воздействия на организацию с акцентом на каком-либо аспекте или специфическом компоненте управления [3]. Управленческие подходы формируются на основе выявления особенностей управленческой деятельности.

В настоящее время выделяют несколько подходов, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления. Такими подходами являются научный, программно-целевой, процессный, системный, структурно-функциональный и др. [6]. Но, на наш взгляд, в условиях введения новых стандартов необходим «свежий» подход.

Управление образовательной организацией в условиях реализации ФГОС требует в первую очередь повышения качества образования. Следовательно, нам необходим такой подход, который позволит реализовать эффективность, полезность и качественность, прежде всего, педагогических действий. Таким подходом является «праксеологический подход». Впервые понятие «праксеология» было использовано французским философом и историком Л. Эспинасом в конце XIX века. Именно он предложил идею создания отдельной научной дисциплины о факторах повышения эффективности и полезности действий [5].

Применение праксеологического подхода в управлении школой обусловлено запросами педагогической практики и потребностью развивающейся системы образования в повышении качества и результативности профессиональной педагогической деятельности, так как от деятельности педагогов во многом зависит качество образования, достижение необходимых образовательных результатов, соответствие образования требованиям ФГОС, социальным и личностным ожиданиям граждан [4]. Поэтому особую актуальность обретает проблема поиска резервов и путей повышения результативности педагогической деятельности.

Данный подход позволяет выполнять обоснованный и грамотный анализ результативности педагогической деятельности, осуществляемый как самими педагогами, так и администрацией школы, устанавливать причинно-следственные связи между педагогическими действиями и результатами педагогического процесса, выявлять конкретные причины эффективности и неэффективности педагогической деятельности, определять реальные пути ее дальнейшего совершенствования, осуществлять своевременную коррекцию.

Управление качеством – приоритетное направление деятельности руководителя образовательной организации, а применение праксеологического подхода значительно упростит реализацию ФГОС нового поколения и позволит более результативно организовать профессиональную деятельность педагогов в образовательной организации.