Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Существует ошибочное мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. В современной школе остро встает вопрос об индивидуализации обучения для талантливых и одаренных детей через разработку индивидуальной образовательной траектории уже в начальных классах. Индивидуальная образовательная траектория младшего школьника предполагает наличие индивидуального образовательного маршрута, а также разработанные способы его реализации.
Индивидуальный образовательный маршрут выступает как средство индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания, как форма конструктивного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса с целью их личностного развития, стимулирования творческой инициативы, достижения успехов в период школьного обучения.
Одаренными называют учащихся, которые выделяются яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Такие дети требуют дифференцированных учебных программ, которые выходят за рамки обычного школьного обучения, для того чтобы иметь возможность реализовать свои потенции и сделать вклад в развитие общества. Чтобы преодолеть эти затруднения, нужно ориентироваться на внутренние силы ребёнка, опираться на значимые для него стимулы. Следовательно, одаренному ученику нужна педагогическая поддержка. И именно эта педагогическая поддержка отражает суть реализации технологии внедрения индивидуальных образовательных маршрутов.
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) – специфический метод индивидуального обучения, помогающий ликвидировать пробелы в знаниях, умениях, навыках учащихся, овладеть ключевыми компетенциями, повысить уровень учебной мотивации [1].
Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования и профессиональными качествами педагогов.
В нашем исследовании принимали участие педагоги МКОУ СОШ № 7 (школа № 1) и МКОУ Гимназия (школа № 2) г. Слободского Кировской области, 20 человек. Им предлагалось ответить на вопрос: «Используете ли вы ИОМ в образовательном процессе?», результаты анкетирования представлены на рис. 1:
Рис. 1. Результаты анкетирования учителей о использовании ИОМ
На гистограмме показано, что индивидуальный образовательный маршрут используют меньше половины педагогов (в среднем – 32,5%), что говорит о недостаточном внедрении ИОМ в образовательный процесс, а также о перспективах, которые открываются как перед педагогом, так и перед учениками и родителями.
Реализация индивидуального образовательного маршрута осуществляется через образовательные программы, которые учитывают индивидуальные особенности ребенка, уровень мотивации и зоны актуального и ближайшего развития конкретного ребенка.
Т. А. Рейндольф классифицировала перспективы, которые открываются перед учащимися, родителями и педагогами по внедрению в образовательный процесс индивидуального образовательного маршрута.
Перспективы учащихся:
- уменьшается ежедневная нагрузка на выполнение домашних заданий;
- даётся возможность каждому ребёнку попробовать свои силы в ситуации, где нет излишнего авторитета учителя и внимания всего класса;
- формируется умение применять знания в нестандартных ситуациях, самостоятельно делать правильный выбор;
- формируется правильная самооценка.
Перспективы для родителей:
- принимает активное участие в образовательном процессе;
- повышается уровень контроля над учебными достижениями своего ребёнка, появляется возможность определить границу между знаниями и незнаниями своего ребёнка (карта движения по предмету).
Перспективы для педагогов:
- осваиваются новые формы уроков: презентации, мастерские, консультации;
- появляется возможность оказать индивидуальную помощь учащимся [2].
Использование в учебном процессе индивидуального образовательного маршрута дает положительные результаты, о чем свидетельствует личностный рост каждого учащегося, индивидуальное продвижение в сфере обучения и воспитания, увеличение числа учащихся, принимающих участие в исследовательской и творческой деятельности.