В настоящее время актуальными остаются проблемы, связанные с моделированием социального окружения в учреждениях различного типа, в том числе в интернатных учреждениях. Социальное окружение обуславливает формирование социальных компетенций у младших подростков в условиях школы-интерната [1].
В содержание понятия социальной компетентности входят следующие компоненты: коммуникативный (умение сотрудничать с окружающими людьми; находить компромиссы; выслушивать и принимать во внимание взгляды и мнения других людей; дискутировать и адекватно защищать свои позиции; способность к критике и самокритике и др.), личностного самосовершенствования (умение осознавать своё «Я» относительно других людей; умение принимать решения и нести за них ответственность; освоение способов физического, духовного, интеллектуального саморазвития и самосовершенствования и др.), ценностно-смысловой (умение ответственно выполнять свои обязанности; способность ставить себя на место другого человека и видеть проблему с его позиции; умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков и др.) [2].
Проведенное нами исследование, позволило выявить самооценку младших подростковсобственной умелости («компетентности») в наиболее значимых сферах школьной жизни: учебной деятельности, общении со сверстниками, занятиях спортом и подвижных играх, а также общий уровень самопринятия. В экспериментальной работе приняли участие 20 человек в возрасте 10–11 лет.
Полученные результаты представлены в диаграмме на рис.1.
Рис. 1. Диагностика уровня социальной компетентности по методике Хартера
Таким образом, мы наблюдаем у детей низкую учебную активность и усвоение знаний. Они с трудом получают хорошие оценки, а также медленно понимают прочитанное. Также дети плохо взаимодействуют с ровесниками: мало друзей, они не популярны среди сверстников, не умеют нравиться окружающим. У них снижена любознательность в выборе игр, выбор в команду для игры. Дети неуверенные в себе, не знают, как правильно себя везти.
В целях формирования социальной компетентности младших подростков была разработана программа. Цель программы – создание условий формирование социальной компетентности младших подростков ˗ воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Задачами программы выступили: развитие позитивного «Я», адекватных границ личности, способности к саморегуляции; повышение самооценки детей младшего подросткового возраста; развитие способности к рефлексии, самоанализу, построению жизненных планов; совершенствование умений эффективного взаимодействия со сверстниками; развитие коммуникативных навыков.
Программа рассчитана на 17 часов учебного времени и состоит из таких занятий как: «Какой я? Что я знаю о себе?», «Я-уникальный», «Я в своих глазах и в глазах других людей», «Как победить своего дракона», «Я могу…», «Чувства людей и их поведение», «Застенчивость и неуверенность в себе», «Обида», «Злость и агрессия», «Что делать со злостью и агрессией?», «Эмоции правят мой или я ими? Как управлять эмоциями?» и т.д.
В процессе реализации программы используются следующие формы и методы работы: социально-психологический тренинг, диагностические методики, групповая дискуссия, элементы сказкотерапии (анализ сказки), визуализация, психогимнастика (этюды на выражение различных эмоций), ролевые игры, арт-терапия (свободное и тематическое рисование), моделирование, мозговой штурм.
При работе с младшими подростков в условиях школы-интернат необходимо учитывать следующие условия: принимать каждого ученика; беспристрастно оценивать поступки учащихся; организовывать разнообразную и активную деятельность – всё это создает оптимальные условия для формирования социальной компетентности младших подростков.