Самое лучшее открытие то, которое делает ребенок сам.
Ральф Уолдо Эмерсон
Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением ФГОС ДО. Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Исходя из которых, составлен желаемый портрет выпускника ДОУ, одним из пунктов портрета является: «Проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать».
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Опытно-экспериментальная работа строится по трем взаимосвязанным направлениям: живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.); неживая природа (воздух, вода, песок, глина, почва, свет, звук и т.д.); человек (функционирование организма; рукотворный мир; материалы и их свойства, преобразование предметов и др.).
Одним из важных условий реализации метода экспериментирования является правильная организация развивающей предметно-пространственной среды (центр экспериментирования, мини-лаборатория), которая обеспечивает возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками группы.
Привлечение детей к экспериментальной деятельности является одним из удачных способов обогащения расширения словаря, коррекции речевого развития и повышения речевой активности.
Дети с ОВЗ имеют ряд особенностей в развитии: снижена познавательная активность (наблюдается отставание развития познавательных процессов); ограничен словарный запас (расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов); низкая речевая активность; несформированность умений планировать свои действия, осуществлять решения, проверять результат. Перечисленные особенности затрудняют их умение выразить четко и понятно свои мысли, правильно сформулировать умозаключения, дать объяснения об увиденном, рассуждать, делать вывод и самостоятельно составлять полноценные описательные рассказы о природных явлениях. Потому в течение двух лет ведется работа над проблемой: «Организация экспериментальной деятельности как средство повышения речевой активности».
Цель этой работы – способствовать развитию кругозора и повышению речевой активности детей через различные виды экспериментальной деятельности. Все эксперименты систематизируются по лексическим темам. В ходе подготовки были составлены циклы занятий: «Осень», «Зима», «Весна». Занятия проводятся в лаборатории 1 раз в неделю во второй половине дня: с детьми среднего дошкольного возраста по 15-20 минут, с детьми старшего дошкольного возраста по 25-30 минут, причем учитывается уровень развития познавательных интересов.
Все эксперименты систематизируются по лексическим темам.
Например, с целью расширения, уточнения и активизации словаря по лексической теме «Осень» запланированы опыты по теме «Вода и ее свойства», в ходе которой у детей расширяется словарь антонимов (жидкая – твердая, сухой – мокрый), пополняется словарь глаголов (льется, течет, разливается, испаряется, впитывается, бежит, замерзает).
После ряда экспериментов на тему «Вода и ее свойства» дети активно употребляют новые слова в своей речи. Аналогичная работа проводится и при изучении темы «Зима». Например, при знакомстве детей с темой «Воздух и его свойства» используется уже накопленный опыт, и дети учатся действовать самостоятельно. Изучая тему «Весна», проводим эксперимент «Тающий лед», в ходе которого дети знакомятся с различными свойствами льда, что затем позволяет им достаточно точно и подробно описать такое природное явление, как ледоход.
При проведении этого опыта дети уже запоминают задание, самостоятельно выполняют его и объясняют вслух свои действия. А это очень важно для детей, имеющих отклонения в развитии.
Моделирование ситуаций позволяет в дальнейшем ярко и подробно описывать природные явления (ледоход, развитие растений), обогащает и активизирует словарь детей, формирует умение правильно, грамотно строить предложения, согласовывать существительные с прилагательными, местоимениями, числительными, способствует формированию падежных форм, сложных синтаксических конструкций, использованию предлогов. Все грамматические конструкции дети усваивают на практике, в момент манипулирования предметами, что помогает быстрее находить языковые закономерности и овладевать ими.
Для повышения интереса на занятиях используются любимые сказочные персонажи. Дедушка «Знай» показывает нам забавные опыты, зайчонок «Почемучка» забегает с интересными заданиями, залетает галчонок «Любознайка» с трудными вопросами и другие известные детям персонажи.
Особое внимание уделяется индивидуальной работе. Экспериментальная деятельность продумана так, чтобы каждый ребенок имел возможность самостоятельно провести опыт после проведения коллективных исследований или демонстрации опытов педагогом.