На сегодняшний день проблемы специального образования являются одними из самых актуальных в работе Министерства образования и науки Российской Федерации. В первую очередь это обусловлено ростом числа детей с ограниченными возможностями здоровья: нарушениями опорно-двигательного аппарата, речи, зрения, слуха, интеллекта, задержкой психического развития, эмоционально-волевой сферы, включая ранний детский аутизм.
В связи с этим, целью образовательной программы, адаптированной для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, является коррекционная работа, направленная на ослабление имеющихся нарушений психических процессов, нарушений поведенческого характера, и развивающая работа, задача которой состоит в раскрытии потенциальных возможностей ребенка, его успешной социализации.
Важной частью психолого-педагогической помощи обучающимся с ОВЗ является работа с семьей. Именно родители являются самыми близкими ребенку и самыми заинтересованными в его восстановлении. Роль семьи в коррекционно-образовательном процессе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья огромна и незаменима.
Во взаимодействии семьи и коррекционного образовательного учреждения можно выделить несколько направлений. Первое – ознакомление родителей с результатами диагностики психофизического развития их ребенка и повышение мотивации на принятие дефекта [1]. Не смотря на век информационных технологий, большинство родители не владеют достоверной информацией о возрастных особенностях и потребностях развития собственных детей, в связи с чем не могут адекватно оценить свои воспитательские способности.
Второе направление предполагает ознакомление родителей с содержанием коррекционно-образовательного процесса. На данном этапе осуществляется знакомство родителей с историей и традициями учреждения, достижениями обучающихся, с уставом и правилами поведения; знакомство с планом воспитательной работы, с администрацией и педагогическим коллективом; экскурсии по образовательному учреждению.
Третье направление связано с повышением педагогической компетентности родителей. Часто родители детей с ОВЗ занимают позицию гиперопеки, пытаясь оградить своего сына или дочь от возможных жизненных трудностей и неудач. Изоляция от реальной жизни может привести к формированию у ребенка «выученной беспомощности» [2]. Важная роль в данном направлении отводится педагогу-психологу, социальному педагогу. Индивидуальные и семейные консультации способствуют коррекции негативных родительских установок, деструктивных стилей семейного воспитания, снижению эмоционального дискомфорта, вызванного заболеванием ребенка.
Задача четвертого направления состоит в активном привлечении родителей к участию в коррекционно-образовательном процессе, который способствует социально-личностному развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Деятельности классного руководителя и службы психолого-педагогического сопровождения в этом направлении принадлежит первостепенное значение.
Успешное включение родителей в коррекционно-образовательный процесс обеспечивается за счет использования разнообразных форм работы: информационно-аналитических, наглядно-информационных, познавательных и досуговых. К информационно-аналитическим формам работы можно отнести: анкетирование и тестирование, патронаж семьи по месту жительства. К наглядно-информационным относятся: оформление информационного родительского уголка, брошюры, памятки, буклеты, интернет-страничка для родителей, видеотека, открытые занятия для родителей обучающихся и другие. Познавательные формы работы направлены на получение теоретических знаний, связанных со спецификой заболевания ребенка, формирование у родителей практических навыков, которые они могут получить на родительских собраниях, «круглых столах», школьных семинарах. Досуговые формы работы способствуют нормализации внутрисемейных отношений и создают атмосферу сотрудничества со школой. К ним можно отнести: создание семейных альбомов, изготовление поделок из различных материалов, организация обучающимися и родителями концертов, походы и экскурсии, участие родителей в подготовке праздников и других мероприятий.
Использование в коррекционно-образовательном процессе данных форм работы предполагает установление доверительных отношений между педагогами и родителями, осознание родителями своей роли в обучении и воспитании собственного ребенка.