Инклюзивная направленность современного образования с коренным изменением образовательной среды диктует необходимость повышения требований к подготовке специальных педагогических кадров в вузе. Утвержден новый федеральный государственный стандарт высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование от 1 октября 2015 года.Областью профессиональной деятельности выпускников программ бакалавриата определено образование лиц (детей, подростков и взрослых) с ограниченными возможностями здоровья на базе организаций образования, социальной сферы и здравоохранения [1].
Сравнительный анализ образовательного стандарта 2010 года и современного ФГОС ВО 2015 года позволяет сделать вывод о дополнении содержания компетенций, которыми должен обладать педагог-дефектолог. В семантике ряда компетенций активизирована рефлексивная компонента (РК). Определения РК неоднозначны, ряд исследователей связывает её с контрольно-оценочным этапом учебной, профессиональной и других видов деятельности обучающихся и практикующих педагогов. М.Н. Аверина и А.В. Воронин рассматривают РК как рефлексивные способности и умения в структуре общепрофессиональных умений, которые формируют как рефлексивную компетентность, так и рефлексивную культуру педагога [2]. По мнению Т.Н. Трунцевой, РК заключается в использовании механизма самопознания и самооценки в соответствии с гуманистическими и профессиональными ценностями; активном включении и направленном самоуправлении в процесс деятельностного взаимодействия в перспективе реализации потребностей образовательной среды [3]. Под рефлексивной компонентой мы понимаем реализацию принципа осознанности учебной и профессиональной инклюзивно-ориентированной деятельности обучающегося на всех её этапах: постановки и решения профессиональных проблем, анализа собственной деятельности и оценки её результатов. Способность наметить перспективы саморазвития и готовность проектировать профессиональную деятельность с лицами с ОВЗ прописаны в компетенциях ФГОС 2015 года, регламентирующего результаты подготовки специальных педагогов (дефектологов) к профессиональной деятельности. Перечислим их: способность к самообразованию и социально-профессиональной мобильности (ОК-7); к осмыслению и анализу профессионально и личностно значимых социокультурных проблем, к осознанию и выражению собственной мировоззренческой и гражданской позицию (ОК-3); к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ограниченными возможностями здоровья (ПК-1); к организации, совершенствованию и анализу собственной образовательно-коррекционной деятельности (ПК-4); к осуществлению мониторинга достижения планируемых результатов образовательно-коррекционной работы (ПК-6); к реализации дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических знаний для постановки и решения исследовательских задач в профессиональной деятельности (ПК-8). Выпускники вуза, работающие в дошкольных, школьных образовательных учреждениях и учреждениях социальной сферы и здравоохранения, должны уметь организовать помощь инклюзивной группе детей, подростков и взрослых, т.е. к реализации задач инклюзивного образования. По нашему мнению, активизация рефлексивной компоненты в процессе профессиональной подготовки специальных педагогов будет способствовать формированию вышеперечисленных компетенций и становлению субъектной позиции обучающихся, без которой невозможна профессиональная мобильность.
Анализ результатов анкетирования 38 будущих дефектологов, обучающихся на педагогическом факультете Томского государственного педагогического университета, выявил, что 100% из них считают необходимым развитие рефлексивных способностей педагога для самоанализа перспектив и результатов профессиональной деятельности, выбора и разработки продуктивных методов коррекции различных нарушений у лиц ОВЗ и форм работы с их окружением. Недостаточность применения приёмов обучения рефлексии в образовательном процессе вуза отметили 86 % анкетированных студентов.
Следовательно, развитие инклюзивно-ориентированного образования с постановкой специфических задач, обусловленных изменением образовательной среды, требует качественных изменений в профессиональной подготовке специальных педагогов в вузе. Содержание компетенций как результата образования в ФГОС ВО выявляет актуальность активизации рефлексивной компоненты в образовательных технологиях с целью формирования педагога, способного эффективно решать задачи профессиональной деятельности в условиях инклюзивно-ориентированного образования.