Одной из главных потребностей современного образования является потребность в педагогах и психологах высокой квалификации. Так как период проектирования будущего наступает в возрасте 14–15 лет, важно начинать готовить кадры в период школьного ученичества. Школьный этап становления психолога и педагога заключается в развитии устойчивого интереса к профессиональной деятельности, приобретении опыта психолого-педагогической деятельности. Тем более, что психолого-педагогические знания носят общечеловеческий характер, а значит, жизненно полезны каждому, независимо от избираемой профессии и образа жизни. Психолого-педагогические знания необходимы всем людям, независимо от их рода деятельности для самовоспитания, для плодотворного взаимодействия с другими людьми, для эффективной реализации воспитательной функции семьи. Педагогические и психологические знания действенны, конструктивны. Важной особенностью педагогических и психологических знаний является то, что они, с одной стороны, используются сразу, непосредственно после их приобретения, а с другой – могут быть применимы в течение всей жизни. Они направлены как на самого человека, так и на круг людей, с которыми он общается.
Однако, в настоящее время психология и педагогика как учебные предметы в школе отсутствуют, что подчеркивает важность проведения занятий по педагогике и психологии в специально создаваемых на базе школ и межшкольных учебных комбинатов педагогических классах.
Анализ литературы позволил нам выделить ряд условий формирования интереса к психолого-педагогической деятельности у старшеклассников.
Ведущей деятельностью в старшем школьном возрасте, согласно Д. Б. Эльконину, является учебно-профессиональная деятельность. Несмотря на то, что молодой человек продолжает оставаться школьником, учебная деятельность в старших классах приобретает новую направленность на выбор профессии. В связи с этим, для формирования интереса к психолого-педагогической деятельности у учащихся необходимо раскрывать сущность профессиональной деятельности психолога и педагога.Развитие интереса к профессии достигается разъяснением ее целей и значения, углубленным изучением теоретических вопросов, включением старшеклассников в изобретательство, решение практических ситуаций, изготовление наглядных пособий.
Важным условием формирования интереса к психолого-педагогической деятельности будет использование различных методов обучения: лекция-визуализация, психолого-педагогическая диагностика, тренинг, ролевая игра, кейс-метод, экскурсия, мастер-класс. Применяя данные методы, учитель обеспечивает связь теоретических знаний с практической деятельностью. Знания, реализуемые на практике и имеющие возможность помочь в реальных жизненных ситуациях, вызывают наибольший интерес у старшеклассников.
Школьники старших классов «обращены в будущее». Это новая социальная позиция обуславливает новый взгляд учащихся на учебный процесс, его содержание и задачи. Для старшеклассников важно осознавать пользу получаемых знаний для их будущей профессиональной деятельности. Учитывая данный факт, учитель должен особенно тщательно подходить к отбору подаваемого материала.
Формирование интереса к психолого-педагогической деятельности связано с динамической структурой интереса и включает в себя ряд последовательно сменяемых состояний:
− на стадии зарождения интерес выступает в виде эпизодических, систуативных переживаний;
− на второй стадии характеризуется относительной устойчивостью, желанием познать объект;
− на третьей стадии интерес углубляется, обретая личную значимость, возникает стремление занимается той деятельностью, содержание которой совпадает с областью приобретенных знаний, умений и навыков.
Содержание занятий по педагогике и психологии и применяемые на них методы должны соответствовать данным этапам формирования интереса. Так, первые занятия по педагогике могут быть посвящены знакомству с основами педагогики, формированию знаний об особенностях и видах педагогических профессий. Основной метод обучения – лекция-визуализация. На следующих занятиях учащимся можно предложить материал о социальном предназначением учителя, его функциях, особенностях деятельности. При помощи методов устных докладов, круглого стола учащиеся познакомятся с педагогической деятельностью педагогов прошлого. На третьем этапе целесообразно применение кейс-методов и ролевых игр для решения педагогических ситуаций.
Таким образом, рассмотренные в статье условия необходимо учитывать при разработке программы занятий по педагогике и психологии для формирования интереса к психолого-педагогической деятельности у старшеклассников.