Полный текст статьи
Печать

Социализация личности подростка и молодого человека в современном мире протекает в экстремальных условиях.

Вместе с тем, молодежный возраст – период важнейших событий в жизни человека, период социальных и профессиональных ориентиров, формирования мировоззрения, в основе которого ценностно-мотивационная и нормативная структура, начало трудoвой деятельности, создание семьи. При этом одним из важнейших общественных институтов воспитания, помогающим подрастающему поколению избежать душевной и духовной разрухи выступают детско-молодежные объединения, которые не могут заменить школа или семья [3].

Разработкой научно-педагoгических основ жизнедеятельности детских и молодежных самоуправляющихся объединений традиционно занимались известные отечественные педагоги: В.А. Караковский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий и многие другие. Психолого-педагогические аспекты проблемы характеризовались в трудах отечественных и зарубежных исследователей: Л.И. Божович, А.Н. Лутошкина, А.Г. Макеевой, А. Маслоу, Р. Мертона, Н.Д. Никандрова, М.И. Рожкова, JI.И. Уманского, А.С. Чернышева и др.

Анализ зарубежного опыта волонтерской работы показал, следующее, в 1998 г. было осуществлено около 2000 проектов в 84 странах мира. Это форма международнойвзаимопомощи, возможность проявить свою гражданскую позицию на практике, оказав посильную помощь нуждающимся в ней. Цель работы каждого волонтерского лагеря – помощь стране (городу, деревне) в осуществлении какого-либо проекта, на реализацию которого у данной страны (города, деревни) нет достаточных средств. Идея «навалиться всем миром» на решение какой-либо проблемы находит многочисленных стoронников и энтузиастов и работает очень эффективно. Особенно популярна она в таких благополучных странах, как США, Англия, Германия, Испания, Франция, Финляндия, Швейцария и др. В волонтерском движении участвуют учащиеся, студенты, преподаватели вузов, люди самых разных профессий – вполне благополучные и респектабельные, но предпочитающие проводить свой отпуск в активном созидани.

В настоящее время организации из 50 стран мира, объединенные координационным советом при ЮНЕСКО, ежегодно проводят более пятисот интернациональных молодежных рабочих лагерей. Все они работают по одному принципу: проект должен быть социально значимым, полезным людям.

Признанно, что добровoльческая деятельность играет важнейшую роль в становлении гражданского общества и является новым ресурсом в решении современных социальных проблем. Но существует проблема недостаточной разработанности единой методической базы, обеспечивающей создание условий для организации и дальнейшего сопровождения деятельности современных волонтерских движений [2].

Педагогическое волонтерство в детско-молодежных объединениях направлено на овладение личностью адекватными средствами решения сложных жизненных ситуаций, развитие ресурсов молодежи: формирование у них позитивного представления о себе, качеств социальной и педагогической компетентности, умения принимать на себя ответственность за свою жизнь, общаться с окружающими, сопереживать им, находить и оказывать поддержку тем, кто в ней нуждается. Как показал опыт подготовки волонтеров, любое молодежное объединение (позитивной направленности), независимо от направления своей деятельности, занимается профилактикой девиантного поведения. Находясь в общественном объединении, молодой человек приобретает следующие социальные навыки и умения: принятия решений с учетом мнения других людей; решения проблемных ситуаций, возникающих в семье, образовательном учреждении, в среде своих сверстников; общения и установления межличностных взаимоотношений; противостояния манипуляциям и групповому давлению. В то же время он способен приобрести навыки сродни его профессиональному опыту .

Педагогическое волонтерство в молодежных объединениях представляет собой единство теоретической и практической готовности всех субъектов (волонтеров и педагогов) к осуществлению взаимодействия в решении воспитательных задач [2].

В последнее время широко реализуется опыт распространения волонтерских объединений на базе образовательных учреждений. Данная практика является ценной, поскольку позволяет гармонично сочетать волонтерскую деятельность и образовательную работу.

Студенческий период в жизни молодого человека является чрезвычайно важным для формирования его личности, мировоззрения, выступает как возраст профессионального становления, или, точнее, начальной профессиональной социализации [3].

Для обеспечения эффективной организации процесса педагогического волонтерства в детско-молодежных объединениях необходимо взаимодействие социальных институтов общества в реализации воспитательных программ с использованием волонтерской деятельности, что позволяет сделать работу по профилактике асоциального поведения в подростковой и молодежной средах комплексной и эффективной.