Полный текст статьи
Печать

Ведущие тенденции мирового развития, а именно глобализация и расширение международных связей, а также социальный заказ общества на образование направлены на интеграцию молодежи в современное многонациональное и поликультурное общество, что невозможно без овладения иноязычной культурой. Успешной интеграции и формированию личности обучающегося как полноправного участника межкультурной коммуникации способствует социокультурный подход в обучении ИЯ, который отражает необходимость соизучения языка и культуры.

Неразрывную взаимосвязь языка и культуры в обучении ИЯ исследовали многие отечественные и зарубежные ученые, такие, как Е. М. Верещагин, Е. И. Пассов, В. В. Сафонова, П. В. Сысоев, С. Г. Тер-Минасова, H. Антор, Ч. Холл, Г. Нойер и другие. А. Н. Шамов полагает, что социокультурный подход является некоторым собирательным понятием, которое объединяет лингвострановедческий, этнографический, лингвокультуроведческий подходы и концепцию культурной грамотности.  Эти подходы направлены на изучение ИЯ, как феномена соответствующей культуры, и определяют содержание социокультурной компетенции. В результате обучения при социокультурном подходе у обучающихся формируется коммуникативная и социокультурная компетенция, которые обеспечивают использование языка в условиях определенного культурного контекста на основе диалога культур [4].

Ключевыми понятиями социокультурного подхода являются язык и культура. Существует множество определений понятия «культура». Как отмечает А. Н. Шамов, культура есть «взаимосвязь коммуникативного, ментального и поведенческого аспектов» [4]. Это целостная система, которая отражает нормы и правила поведения, ценностные установки, способы мировосприятия и мироощущения, характеризующие отдельную социально-культурную общность. Культура выполняет определенные функции в социуме. В.П. Кузовлев, Е.И. Пассов, В.Б. Царькова и А. Н. Шамов выделяют познавательную, информационную, коммуникативную, регулятивную (нормативную) и гуманистическую функции культуры, которые необходимы для воспитания подрастающего поколения. Каждая функция влияет на личность обучаемого и на социум в целом. Так, гуманистическая функция культуры формирует тип личности, отвечающий требованиям социального заказа, и соотносится с личностно-ориентированным подходом в обучении ИЯ, в центре которого –саморазвитие, самоорганизация и самореализация личности учащегося [4].

Многие зарубежные исследователи, занимающиеся проблемами интеграции культуры в процесс обучения ИЯ (Н. Брукс, Т. Карр, К. Крамш, Р. Лафайет, Х. Сили), отмечают важность знания культуры своей страны и страны изучаемого языка, сравнения поведения участников общения на ИЯ. Они предполагают, что только интегративное обучение языку и культуре способствует: а) пониманию культуры другого народа, сопоставлению с родной; б) развитию интереса к изучаемой культуре; в) формированию толерантного отношения, развития чувства эмпатии; г) умению преодолевать ранее сложившиеся стереотипы [1].

В рамках современного образования необходимым условием является интеграция образования в культуру и культуры – в образование. По мнению О. А. Свирбутович, социокультурная деятельность способствует социокультурному развитию и обучению ученика. Педагог, как посредник между обучающимися и культурой, знакомит ученика с миром культуры, оказывает поддержку в мире социокультурных ценностей и в целом формирует отношение обучающихся к образованию, как социокультурному процессу [3].

В. В. Сафонова отмечает, что социокультурный подход предполагает понимание культуры как широкого комплекса социальных явлений, представленных результатами и средствами общественного функционирования и развития. Помимо науки, искусства, системы образования, других духовно-творческих институтов и соответствующей им деятельности, к ним относят весь комплекс материальной культуры, культуру социальных отношений, политическую культуру и многое другое [2]. Именно культурные факторы в значительной мере влияют на многие сферы общественной жизни. Прежде всего, они обусловливают социальный потенциал и приоритетные направления образовательной политики. 

Из вышесказанного следует вывод о том, что, социокультурный подход, при котором овладение языком происходит через знакомство с иноязычной культурой, важен в обучении ИЯ, поскольку способствует успешной интеграции обучающихся в современное общество.