Полный текст статьи
Печать

В Современной России одна из актуальных проблем – активная деятельность тоталитарных сект. Численность людей, вовлекаемых в эти организации с годами становится больше и больше. Возрастной контингент таких людей 16 – 25 лет. Дадим определение понятие Тоталитарная секта. Тоталитарная секта это религиозная, в некоторых случаях псевдорелигиозной, организация, деятельность которой деструктивно влияет на жизнь, личность, здоровье граждан. Слово "секта" имеет две этимологии. Secta – учение, школа либо sequi – следовать. Люди, вовлеченные в такие культы, меняют ценностные ориентиры и установки, заложенные с детства, приобретенные в процессе обучения и межличностного общения, вследствие чего меняется личность граждан.  Уход в секту, как правило, происходит при каких-либо социальных потрясениях, когда прежние социальные нормы разрушены, а новые еще не созданы. Люди теряют социальную позицию, теряют контроль над жизнью. Молодежь как социально не защищенная группа, острее переживает такие кризисы. Разочарования в настоящем, страх перед будущим – это факторы, толкающие молодежь или к участию в протестах, или к поиску общности, обещающей быстрый успех в достижении жизненного благополучия, положительной самооценки и душевного комфорта.

Будущая жертва секты, отстраняется от общества. Теряет прежних друзей, отдаляется от семьи и родных. Есть особенности личности, которые могут быть причиной попадания подростка в тоталитарную секту. Первая особенность - это низкая самооценка. Такой подросток будет искать способы самоутверждения и, как не редко это бывает, находит их в группе людей, которые как он думает, понимают его и уважают. Вторая особенность – это переживание социальной несправедливости с частой склонности нахождения причин своих неудач в семье и близких. Третья особенность – это чувство отчуждения от общества, социума. Следствием чего является депрессия и подавленное состояние. Четвертая особенность – это большое желание принадлежать какой-либо авторитетной социальной группе, и непринадлежность к ней в реальной жизни. Будет не корректно говорить, что данные характеристики принадлежат исключительно будущему члену секты. Однако, вступление в такие организации будет одним из возможных решений, которые выберет подросток, имеющий такие особенности.

Человек, с момента рождения, начинает приобретать психологические и эмоциональные качества, которые являются защитой личности от деструктивного влияния как со стороны другого человека, так и со стороны группы людей. Защита тем сильнее, чем больше таких качеств приобрел индивид. Эти личностные качества закладываются в детстве и дают направления для его жизненного пути. Особое влияния на формирование личности имеет «Культура», «религия», «духовность», «нравственность» как базовые понятия.

«Культура» (от лат. Cultura, от глагола colo, colere – возделывание, развитие, образование) это среда обитания индивида, представленная продуктами человеческой деятельности. Культуру можно поделить на два понятия. Материальная и духовная. Результат производственной и бытовой сферы деятельности человека может относиться к материальной культуре. Искусство, религия, идеология и мораль все эти понятия относятся к духовной культуре, и определяют систему духовных ценностей и социальных норм. Духовная сфера определяет вектор развития культуры. Восприятия продуктов культуры обогащает духовный мир человека, формирует его нравственные идеалы. Музыка по праву может считаться одним из любимых видом искусство у детей и подростков. Быть источником духовно-нравственной активности, выступать противовесом и одним из средств защиты от тоталитарных сект. Заинтересовать, увлечь человека музыкой и это даст возможность проявиться в нем самым великим моральным качеством. Американский поэт и философ Эмерсон Ральф Уолдо сказал: «Музыка показывает человеку те возможности величия, которые есть в его душе».  Для определения основ формирования духовности у учащихся, необходимо раскрыть сущность понятия «духовность».

Понятие «Духовность» может иметь много значений. В общем смысле «Духовность» — это проявления духа в мире человека. "Дух" – это сознание и мышление, которые составляют особенность человека. Уравновешенность, искренность, гармония с миром, в котором живешь – это отличительные качества духовного человека. Через духовность дети и подростки могут познавать любовь, чувство долга, ответственность и совестливость. Через духовность мы познаем все то, что в жизни является смысл главным и ценным. Доброта, любовь, знание и свет – все это духовность.

Одну из главных ролей в духовно-нравственном воспитании детей и подросток занимает музыка. С рождения дети соприкасаются с этим видом искусства. Начальные понятие о музыки дети получают в детском саду и затем в школе. Музыкально воспитание выступает в качестве одного из средств формирования личности ребенка. Дать ребенку знание по музыкальной теории не является целью, целью выступает пробуждения в детях познания и любви к прекрасному. Музыка для ребенка – это огромный мир, полный радостных красок, доброты и положительных эмоций. Обобщим сказанное выше станет понятно, что музыкальное образование совершенствует мышление ребенка, обогащает эмоциональную сферу, воспитывает в ребенке чувство к прекрасному.

Юношеский возраст – это время постоянных поисков, главным вопросом которого является поиск смысла жизни. У подростков начинают закладываться те или иные понятия об устройстве мира и общества, и об их месте в этом обществе. В этом возрасте важной задачей является направить подростка на правильный путь. Путь нравственности и добра, справедливости и любви к ближнему. Сформировать у подростка правильные ценности, которые будут являться фактором его поведения в обществе. Ведь если у юноши в основе его личности будут безнравственные идеи и идеалы, то с большой вероятностью такой подросток попадет в деструктивную группу или в тоталитарную секту.

В Российской федерации сформировано множество программ нравственного и патриотического воспитания. Однако возможности музыкального образования как средства воспитания нравственной и патриотичной личности, в этих программах, уделяется очень мало внимания. В обществе бытует мнение, что классическая музыка, является неинтересной для молодежи. Однако мы забываем, что в воспитании многое зависит от самого преподавателя. Ученикам интересно то, что интересно преподают на уроках. Ввиду чего роль учителя, в воспитании личности ученика, через музыкальное искусство очень велика. Могучие воспитательное воздействие музыкального искусства, как и искусства в целом, неоспоримо. Ученик подсознательно будет понимать смысл музыкального произведения – выраженный в той или иной идеи. А это идея в свою очередь будет воздействовать на духовный мир подростка.

"Музыкальное образование, это прежде всего воспитание человека, а уже потом музыканта" это одна из концепций музыкального воспитания, опирающееся на позицию В.А. Сухомлинского. Уроки музыки, это прежде всего уроки духовно-нравственного воспитания, средствами искусства. Неоспорима художественное достоинство музыки, ее способность отражать картину мира. Современная школа располагает обилием различных видов деятельности, имеющих социализирующий аспект. Но если в качестве приоритета выдвигать общечеловеческие ценности, то на первый план выступает музыка, музыкальное искусство, имеющие глубочайший ценностный потенциал и обладающие социализирующими свойствами. В свою очередь, расширение музыкального образования до границ общего, очевидно, должно помочь личности социализироваться.

Современная молодежь страдает от одиночества. Подростки, молодые семейные пары, школьники – все чувствуют социальную изоляцию. Родители не хватает внимания детей, детям внимания родителей. Молодожёны, живя под одной крышей, зачастую заняты своими личными проблемами, и времени на друг друга у них не хватает. Потребность общаться – это одно из главных социальных потребностей людей, подростков. Важно не просто иметь общение, а чувствовать эмоциональное единение с другим человеком. Так же как подростка влечет общение с конкретным человеком, его влечет и участие в конкретной социальной группе. Он хочет чувствовать свое участие в этой группе. Сегодня общение-это дефицит. А одним из механизмов тоталитарных сект является обещание этого самого общения. Этого понимания и сочувствия, которого так не хватает современной молодежи. Музыка же в свою очередь может объединять людей, может служить средством общения.

В дошкольном возрасте музыка-это незаменимое средство воспитания детей, которое формирует у детей отзывчивость на все красоту нашего мира. Формировать у детей основы музыкально культуры нужно как можно раньше, ведь отсутствие такой культуры будет сложно восполнить в взрослом возрасте. Среда, в которой формируется культура ребенка, очень важна. Она может как помогать ребенку познавать музыку, так и мешать ему. Вот почему музыкально искусство в полной мере осваивается только в музыкальной школе. Ребенок пришедший в музыкальную школу погружается в полной мере в музыкальную среду. Развивается гармонично и эффективно.

В юности человек активнее всего начинает идентифицировать себя со средой, в которой он живет, с социумом, с обществом [1]. В этот период подростки могут переживать кризис идентичности, который будет только ухудшаться при неблагоприятной среде и скудном духовно-нравственном опыте. Введу этой проблемы задачей музыкальной школы будет обогащение этого духовно-нравственного опыта, подбор средств и методов духовного обогащения подростка, что позволить намного легче пережить кризис и не даст подросткам свернуть на неправильный путь.        

Сформированность эмоционально-ценностного отношения к искусству будет служить основой и для формирования патриотических чувств, которые в свою очередь только обогатят нравственный багаж школьника. Эмоциональные переживания, которые возникают при прослушивание классической музыки, будут восприниматься ребенком на подсознательном уровне и трансформироваться в глубокие моральные убеждения.

Можно заметить, что музыка как предмет заканчивается в школах после 4 класса или после 9. Хотя период, того самого кризиса, о котором говорилось выше, приходиться на 10 - 11 класс. Это говорит об отсутствие воспитательных программ, в основе которых одним из средств воспитания выступало бы музыкальное искусство.

В юношеском возрасте школьникам характерно обращенность к своему “Я”. Старшеклассники ищут свою индивидуальность, и всеми способами пытаются ее показать. Это может привести как к добрым, так и к негативным последствиям. Если в этот период школьник будет предоставлен самому себе, то с большой долей вероятности это приведет к плачевным итогам. Юноша начинает курить и пить, чтобы показать, что он взрослый, показать, что он может. Вследствие чего он может попасть в плохую компанию или в секту. Поэтому очень важно занять школьника, деятельностью, которая положительно будет влиять на него. Как пример, занимаясь музыкой, школьник выразит свою индивидуальность не в курении сигарет, а в выступлении на музыкальном инструменте перед всей школой, что поднимет его статус и в глазах сверстников, и в глазах учителей.

Анализируя проблему взаимосвязи музыкального образования и социализации школьника, идею внедрения общего музыкального образования и анализируя влияния духовно-нравственного воспитания на социализацию школьника [2] можно сделать вывод что:

1) Общее музыкальное образование может послужить средством социализации, так как само по себе дает школьникам ценностные ориентиры и через погружение в активную музыкальную деятельность увеличивает шансы овладения общечеловеческими ценностями и социализацию школьника.

2) Создание общего музыкального образования может послужить появлением той среды у школьников, в которой они смогут эффективно взаимодействовать и с друг другом и с обществом, что в конечном итоге приведет к становлению в них нравственности, духовности и патриотизма, а именно такие граждане нужны нашей стране.