Стилистика, оформившаяся как наука в середине XIX в., в настоящее время занимает особое место в корпусе лингвистических дисциплин. При наличии общего объекта – языка стилистику отличают предмет исследования и задачи, которые она решает.
Официально-деловой стиль – это стиль официального документального общения государства с государством, государства с гражданином и граждан между собой. Каждый текст этого стиля имеет характер документа, поэтому официально-деловой стиль использует строгие стандарты способов выражения, начиная с расположения частей текста заканчивая специальной терминологией и абсолютной полнотой выражения.
Официально-деловой стиль обслуживает сферу официальных деловых отношений; основная его функция – информативная (передача информации). Официально-деловой стиль подразделяется на три подстиля: собственно официально-деловой, или канцелярский (справка, заявление, приказ, деловые письма и т.д.); юридический (кодекс законов, устав, указ, постановление и др.); дипломатический (акт, меморандум, соглашение, конвенция, декларация и др.).
Обучение официально-деловому стилю речи в старшей школе направлено на достижение следующих целей:
1) развитие устной и письменной речи обучающихся;
2) практическое усвоение особенностей стиля официально-деловой речи в сопоставлении с другими представленными стилями;
3) овладение обучающимися приемами составления, оперирования данным стилем как частью культуры письменного общения.
Объектом исследования является процесс обучения официально-деловому стилю речи в старшей школе.
Предметом исследования являются система методов, приемов обучения официально-деловому стилю речи в старшей школе.
Цели исследования: на основе изучения научной литературы разработать систему работы по обучению официально-деловому стилю речи в старшей школе (на примере официальных документов).
Цель исследования обусловили решение следующих задач:
– изучить лингвистическую, методическую, психологическую и педагогическую литературу в аспекте темы;
– дать лингвистическое описание и выявить особенности лексических, грамматических, стилистических особенностей текстов официально-делового стиля речи в современном русском языке;
– проанализировать нормативные документы, программы, учебники, учебные пособия в аспекте темы;
– организовать и провести констатирующий эксперимент, выявить основные трудности усвоения официально-делового стиля речи учащимися старшей школы;
– предложить эффективные методы и приемы обучения официально-деловому стилю речи;
– организовать и провести обучающий, корректирующий и контрольный эксперименты в условиях старшей школы.
Официально-деловой стиль имеет свою точную, специальную лексику. Официально-деловой стиль не эмоциональный, в нем нет восклицательных знаков. Многозначные слова употребляются только в прямом значении.
Методологической основой исследования явились труды лингвистов в области стилистики, стилистики текста: Т.Г. Винокур, Г.Я. Солганика, Сидорова, Васильева (воронежская школа) Стернина, Попова; фундаментальные работы по психологии Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейна, И.А. Зимней, А.К. Марковой, М.Я. Микулинской; по педагогике, технологии обучения М.Р. Львова, С.И. Львовой, Г.К. Селевко, А.Г. Асмолова, Г.М. Коджаспировой; по методике преподавания русского языка в школе Н.А. Ипполитовой, К.З. Закирьянова, Ю.В. Фоменко, О.В. Кукушкиной, Т.Ц. Чижовой, Е.И. Литневской, В.А. Багрянцевой, Н.Г. Горашевой, Л.Г. Саяховой, Е.П. Никифоровой, А.П. Олесовой, С.М. Брызгаловой и др.
Идеал делового письма – краткость и точность. Многословие, языковые излишества – самый большой стилистический порок языка деловой переписки. Деловые бумаги составляют по определенной форме. Стиль исключает, как правило, сложные конструкции. Каждую новую мысль следует начинать с абзаца. ОД речь – один из важнейших стилей русского литературного языка, играющий большую роль в жизни общества. Он вносит особый вклад в сокровищницу русского литературного языка.