Полный текст статьи
Печать

На сегодняшний день единый государственный экзамен стал единственной формой государственной аттестации. Выпускники российских школ могут оценить собственные возможности и выбрать дальнейший жизненный путь.

Участвую в этой форме сдачи экзамена с 2010 года, поэтому существует своя система подготовки к аттестации учащихся по предмету:

Учебный год

2010-11

2011-12

2012-13

2013-14

 

Класс

11б

11г

11а

11в

 

Профиль

гуманитарный

общеобразовательный

математический

биолого-химический

Количество часов в неделю

4 часа

1 час

1 час

1 час

Консультация

1 час

1 час

1 час

1 час

Всего сдавали

12

16

29

12

Справились

12

15

29

12

%

100%

93.75%

100%

100%

Наибольший балл

62

61

82

66

Средний балл

53

46

59,7

51,6

Наименьший балл

42

32

36

36

Не справились

0

1

0

0

%

0%

6.25%

0%

0%

ФИ ученика

-

Федоров Артем

-

-

 

Хотелось бы подробнее остановиться на результатах ЕГЭ  по русскому языку выпускников МАОУ «Саха политехнический лицей» ГО «город Якутск»от 28.06.2015 г.

В 11 «а» классе  всего 28 выпускников. Успеваемость 100%. Качество - 77,8%. На 92 балла выполнила Иванова А., 82 - Николаева А.. 79 - Олесов П., 76 – Захарова А. Средний балл по классу – 66.

В первой части ЕГЭ хорошо справились с такими заданиями, как №1, №2, №3, №4, №7,  №10, №11, №24. Слабо выполнили:

- №5 - Лексическая сочетаемость - 15;

- №6 - Морфологические нормы -  13;

- №8 - Безударные гласные в корне – 12;

- №14 - Правописание –Н-, -НН-; 

- №15 - Пунктуация, с одной ошибкой – 9, 0 – 5;

- №16 - Предложения с обособленными членами – 16;

- № 18 - Знаки препинания в сложноподчиненном предложении – 18;

- №21 - Функциональные типы речи - 17.

В первой части  30 баллов получила Иванова Анна, 29 – Захарова Аэлита, 28 баллов получили Иванов Айаал, Николаева Айыы-Куо. Во второй части - в сочинении –рассуждении все экзаменуемые написали сочинение, правильно сформулировали проблему текста, прокомментировали ее с опорой на текст, правильно поняли и раскрыли основную мысль текста. 13 выпускников аргументированно выразили свое мнение по проблеме и получили высший балл – 3. Остальные, правильно понимая позицию автора, допустили 1 недочет по аргументации своего мнения и получили 2 балла. 1 балл у двоих. Хорошую грамотность показали Иванова Анна, Олесов Петр, Матвеев Максим, Иванов Айаал. В сочинении наивысший балл 23 получила Иванова Анна, 22 балла – Матвеев Максим, 21 балл - Олесов Петр, Петрова Сахая, Николаева Айыы-Куо. Слабых работ нет, самый низкий балл у Сидорова К. - 13 баллов.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

В 11 «б» классе всего 23 выпускника. По результатам ЕГЭ все 23 ученика справились, успеваемость – 100%. Наибольший балл – 82 балла у Леонтьевой Юлии, 79 баллов у Алексеева Дмитриева, 76 баллов у Талонова Василия. Средний балл по классу – 63. Для успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку экзаменуемому необходимо владеть умениями, относящимися к лингвистической, языковой, коммуникативной компетенциям, глубоко осмыслить и уметь свободно использовать основные  базовые понятия предмета «Русский язык», что является довольно сложным для учащихся национальных школ, у которых русский язык неродной. Тем не менее, учащиеся хорошо справились с заданиями первой части ЕГЭ:

- №4 – Орфоэпические нормы;

- №5 -  Лексическая сочетаемость слов;

- №7 -  Синтаксические нормы;

- №9 -  Правописание приставок;

- №10 - Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий;

- №11 - Правописание суффиксов различных частей речи;

- №13 - Слитное, раздельное, дефисное написание слов;

- №14 - Правописание суффиксов –Н-, -НН-.

Слабо справились с заданиями, связанными с пунктуацией и  лексическими нормами:

- № 16 – Знаки препинания в предложении с обособленными членами (12 ошибок);

- № 18 – Знаки препинания в СПП (14 ошибок);

- № 21- Функциональные смысловые типы речи (12 ошибок);

- № 22 - Лексическое значение слова (15 ошибок);

- № 24 - Анализ средств выразительности - традиционно самое сложное задание по разделу «Речеведение» ( 6 учащихся плохо определили средства выразительности, 4 – не смогли их определить).

По первой части из 33 возможных баллов 31 балл получила Стручкова Александра,

 28 баллов – Архипова Лариса, Чоросов Михаил, Талонов Василий, 27 баллов – Алексеев Дмитрий. Плохо справились Григорьева Сардаана, Петрова Екатерина – 9 баллов. Во второй части ЕГЭ – в сочинении-рассуждении  выявляется уровень сформированности речевых умений и навыков, составляющих основу коммуникативной компетенции выпускника. Максимальное количество баллов, которое можно набрать за эту часть работы – 23. Сочинение написали все 23 ученика, из них Афанасьев Айал по всем критериям получил 0 баллов, остальные выпускники все правильно сформулировали проблему исходного текста. 22 учащихся адекватно восприняли информацию, поняли тему и основную мысль текста, правильно определили авторскую позицию.  Экзаменуемые, развивая высказанную мысль, выразили свое мнение по сформулированной им проблеме и аргументировали свою точку зрения, и 13 из них по 4 критерию получили высший балл - 3. 4 выпускника получили 2 балла, 3 выпускника -1, Татаринова В., Стручкова А. – по 0 баллов. Хорошую грамотность и соблюдение норм русского литературного языка показали Родионов А., Леонтьева Ю., Стручкова А., Алексеев Д., Николаева Т., Талонов В. Слабую грамотность показали в своей работе Охлопков И., Татаринова В. Высший балл по сочинению - 23 балла получила Леонтьева Юлия, 21 балл- Родионов А., Алексеев Д., 20 баллов – Ефремова В., 19 баллов – Павлова Е., Николаева Т., Талонов В., Чоросов М., Бурцева С., Васильев А., Ефремова Н.

         В 11 «в» классе всего 21 выпускников. По результатам ЕГЭ все справились, успеваемость – 100%. Наибольший балл – 76 баллов у Петровой Сарданы. Наименьший балл 45 у Данилова Максима. Средний балл класса – 61. В первой части ЕГЭ хорошо справились с такими заданиями: №1, №2, №3, №4, №5,  №6,  №9, №13, №20. Слабо сделали  задания:

№ 8 - Безударные гласные в корне;

№ 12 - Правописание НЕ с различными частями речи;

№ 14 - Правописание –Н-, -НН-; 

№ 17 - Знаки препинания в предложении с вводными словами;

№ 18 - Знаки препинания в сложноподчиненном предложении;

№ 22 - Лексическое значение слова, лексические единицы.

Все экзаменуемые написали сочинение-рассуждение, правильно сформулировали проблему текста, прокомментировали ее с опорой на текст, правильно поняли и раскрыли основную мысль текста. 9 выпускников аргументированно выразили свое мнение по проблеме и получили высший балл – 3. 5 выпускников правильно понимая позицию автора, допустили 1 недочет по аргументации своего мнения и получили 2 балла. 1 балл у шести выпускников.  Хорошую грамотность показали Петрова Сардана, Попова Юлия, Шефер Никита, Ермолаева Вилена, Головко Софья.

Таким образом, исходя из вышесказанного, следует обратить внимание в будущем  на такие  проверяемые темы:

  1. Основные синтаксические нормы согласования, управления с предлогами.
  2. Нормы употребления  причастных и деепричастных оборотов в составе предложений.
  3. Нормы построения сложноподчиненного предложения;
  4. Пунктуация в предложениях с обособленными членами.
  5. Пунктуация в сложных предложениях;
  1. Языковые средства выразительности;
  2. Усилить работу:

-по анализу текста;

-по выявлению проблемы текста;

-по выявлению авторской позиции;

-по аргументации собственного мнения.

Рекомендации: совершенствовать приемы и методы обучения орфографических навыков; усилить работу над тестовыми заданиям, а также систематизировать индивидуальную работу с отстающими, представляющими «группу риска». В заключение еще раз отмечу, что для сдачи ЕГЭ на высоком уровне необходимо сотрудничество учителя с каждым учащимся по достижению учебной цели.