На сегодняшний день единый государственный экзамен стал единственной формой государственной аттестации. Выпускники российских школ могут оценить собственные возможности и выбрать дальнейший жизненный путь.
Участвую в этой форме сдачи экзамена с 2010 года, поэтому существует своя система подготовки к аттестации учащихся по предмету:
Учебный год |
2010-11 |
2011-12 |
2012-13 |
2013-14
|
Класс |
11б |
11г |
11а |
11в
|
Профиль |
гуманитарный |
общеобразовательный |
математический |
биолого-химический |
Количество часов в неделю |
4 часа |
1 час |
1 час |
1 час |
Консультация |
1 час |
1 час |
1 час |
1 час |
Всего сдавали |
12 |
16 |
29 |
12 |
Справились |
12 |
15 |
29 |
12 |
% |
100% |
93.75% |
100% |
100% |
Наибольший балл |
62 |
61 |
82 |
66 |
Средний балл |
53 |
46 |
59,7 |
51,6 |
Наименьший балл |
42 |
32 |
36 |
36 |
Не справились |
0 |
1 |
0 |
0 |
% |
0% |
6.25% |
0% |
0% |
ФИ ученика |
- |
Федоров Артем |
- |
- |
Хотелось бы подробнее остановиться на результатах ЕГЭ по русскому языку выпускников МАОУ «Саха политехнический лицей» ГО «город Якутск»от 28.06.2015 г.
В 11 «а» классе всего 28 выпускников. Успеваемость 100%. Качество - 77,8%. На 92 балла выполнила Иванова А., 82 - Николаева А.. 79 - Олесов П., 76 – Захарова А. Средний балл по классу – 66.
В первой части ЕГЭ хорошо справились с такими заданиями, как №1, №2, №3, №4, №7, №10, №11, №24. Слабо выполнили:
- №5 - Лексическая сочетаемость - 15;
- №6 - Морфологические нормы - 13;
- №8 - Безударные гласные в корне – 12;
- №14 - Правописание –Н-, -НН-;
- №15 - Пунктуация, с одной ошибкой – 9, 0 – 5;
- №16 - Предложения с обособленными членами – 16;
- № 18 - Знаки препинания в сложноподчиненном предложении – 18;
- №21 - Функциональные типы речи - 17.
В первой части 30 баллов получила Иванова Анна, 29 – Захарова Аэлита, 28 баллов получили Иванов Айаал, Николаева Айыы-Куо. Во второй части - в сочинении –рассуждении все экзаменуемые написали сочинение, правильно сформулировали проблему текста, прокомментировали ее с опорой на текст, правильно поняли и раскрыли основную мысль текста. 13 выпускников аргументированно выразили свое мнение по проблеме и получили высший балл – 3. Остальные, правильно понимая позицию автора, допустили 1 недочет по аргументации своего мнения и получили 2 балла. 1 балл у двоих. Хорошую грамотность показали Иванова Анна, Олесов Петр, Матвеев Максим, Иванов Айаал. В сочинении наивысший балл 23 получила Иванова Анна, 22 балла – Матвеев Максим, 21 балл - Олесов Петр, Петрова Сахая, Николаева Айыы-Куо. Слабых работ нет, самый низкий балл у Сидорова К. - 13 баллов.
В 11 «б» классе всего 23 выпускника. По результатам ЕГЭ все 23 ученика справились, успеваемость – 100%. Наибольший балл – 82 балла у Леонтьевой Юлии, 79 баллов у Алексеева Дмитриева, 76 баллов у Талонова Василия. Средний балл по классу – 63. Для успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку экзаменуемому необходимо владеть умениями, относящимися к лингвистической, языковой, коммуникативной компетенциям, глубоко осмыслить и уметь свободно использовать основные базовые понятия предмета «Русский язык», что является довольно сложным для учащихся национальных школ, у которых русский язык неродной. Тем не менее, учащиеся хорошо справились с заданиями первой части ЕГЭ:
- №4 – Орфоэпические нормы;
- №5 - Лексическая сочетаемость слов;
- №7 - Синтаксические нормы;
- №9 - Правописание приставок;
- №10 - Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий;
- №11 - Правописание суффиксов различных частей речи;
- №13 - Слитное, раздельное, дефисное написание слов;
- №14 - Правописание суффиксов –Н-, -НН-.
Слабо справились с заданиями, связанными с пунктуацией и лексическими нормами:
- № 16 – Знаки препинания в предложении с обособленными членами (12 ошибок);
- № 18 – Знаки препинания в СПП (14 ошибок);
- № 21- Функциональные смысловые типы речи (12 ошибок);
- № 22 - Лексическое значение слова (15 ошибок);
- № 24 - Анализ средств выразительности - традиционно самое сложное задание по разделу «Речеведение» ( 6 учащихся плохо определили средства выразительности, 4 – не смогли их определить).
По первой части из 33 возможных баллов 31 балл получила Стручкова Александра,
28 баллов – Архипова Лариса, Чоросов Михаил, Талонов Василий, 27 баллов – Алексеев Дмитрий. Плохо справились Григорьева Сардаана, Петрова Екатерина – 9 баллов. Во второй части ЕГЭ – в сочинении-рассуждении выявляется уровень сформированности речевых умений и навыков, составляющих основу коммуникативной компетенции выпускника. Максимальное количество баллов, которое можно набрать за эту часть работы – 23. Сочинение написали все 23 ученика, из них Афанасьев Айал по всем критериям получил 0 баллов, остальные выпускники все правильно сформулировали проблему исходного текста. 22 учащихся адекватно восприняли информацию, поняли тему и основную мысль текста, правильно определили авторскую позицию. Экзаменуемые, развивая высказанную мысль, выразили свое мнение по сформулированной им проблеме и аргументировали свою точку зрения, и 13 из них по 4 критерию получили высший балл - 3. 4 выпускника получили 2 балла, 3 выпускника -1, Татаринова В., Стручкова А. – по 0 баллов. Хорошую грамотность и соблюдение норм русского литературного языка показали Родионов А., Леонтьева Ю., Стручкова А., Алексеев Д., Николаева Т., Талонов В. Слабую грамотность показали в своей работе Охлопков И., Татаринова В. Высший балл по сочинению - 23 балла получила Леонтьева Юлия, 21 балл- Родионов А., Алексеев Д., 20 баллов – Ефремова В., 19 баллов – Павлова Е., Николаева Т., Талонов В., Чоросов М., Бурцева С., Васильев А., Ефремова Н.
В 11 «в» классе всего 21 выпускников. По результатам ЕГЭ все справились, успеваемость – 100%. Наибольший балл – 76 баллов у Петровой Сарданы. Наименьший балл 45 у Данилова Максима. Средний балл класса – 61. В первой части ЕГЭ хорошо справились с такими заданиями: №1, №2, №3, №4, №5, №6, №9, №13, №20. Слабо сделали задания:
№ 8 - Безударные гласные в корне;
№ 12 - Правописание НЕ с различными частями речи;
№ 14 - Правописание –Н-, -НН-;
№ 17 - Знаки препинания в предложении с вводными словами;
№ 18 - Знаки препинания в сложноподчиненном предложении;
№ 22 - Лексическое значение слова, лексические единицы.
Все экзаменуемые написали сочинение-рассуждение, правильно сформулировали проблему текста, прокомментировали ее с опорой на текст, правильно поняли и раскрыли основную мысль текста. 9 выпускников аргументированно выразили свое мнение по проблеме и получили высший балл – 3. 5 выпускников правильно понимая позицию автора, допустили 1 недочет по аргументации своего мнения и получили 2 балла. 1 балл у шести выпускников. Хорошую грамотность показали Петрова Сардана, Попова Юлия, Шефер Никита, Ермолаева Вилена, Головко Софья.
Таким образом, исходя из вышесказанного, следует обратить внимание в будущем на такие проверяемые темы:
- Основные синтаксические нормы согласования, управления с предлогами.
- Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов в составе предложений.
- Нормы построения сложноподчиненного предложения;
- Пунктуация в предложениях с обособленными членами.
- Пунктуация в сложных предложениях;
- Языковые средства выразительности;
- Усилить работу:
-по анализу текста;
-по выявлению проблемы текста;
-по выявлению авторской позиции;
-по аргументации собственного мнения.
Рекомендации: совершенствовать приемы и методы обучения орфографических навыков; усилить работу над тестовыми заданиям, а также систематизировать индивидуальную работу с отстающими, представляющими «группу риска». В заключение еще раз отмечу, что для сдачи ЕГЭ на высоком уровне необходимо сотрудничество учителя с каждым учащимся по достижению учебной цели.