Полный текст статьи
Печать

Требование сохранения здоровья учащихся находится на первом месте в иерархии запросов к результатам общего образования. По материалам проекта «Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) нового поколения» 95% опрошенных среди всех заинтересованных групп (семей, школьных специалистов, педагогической общественности, медицинских ассоциаций и т.п.) включают сохранение здоровья школьников в первую пятерку запросов участников образовательного процесса[1].

ФГОС нового поколения впервые определяют такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности школы. В концепции модернизации российского указаны важные задачи школы: обеспечение индивидуального подхода, минимизирующего риски для здоровья в процессе обучения; создание комфортных условий обучения; создание мотиваций и условий для здорового образа жизни.

Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества. Данный социальный заказ усиливает внимание к проблеме развития творческой активности учащихся, которая способствует становлению индивидуальности человека, его самовыражению, самореализации и успешной социализации. Одним из самых важных факторов для успешной социализации ребенка, его дальнейшего становления как личности, является его физическое развитие. И в развитии здорового человека, привития ему с юного возраста культуры здоровья, главную роль играет школа.

Но в настоящее время в школах наблюдается падение интереса обучающихся к урокам физической культуры, спорту, многие тренера школьных секций и учителя физической культуры не владеют в полной мере контролем функционального состояния занимающихся, не умеют дифференцированно подобрать дозировку упражнений, плохо знакомы с грамотным планированием тренировочных занятий. Что же касается занимающихся в спортивных секциях – большая часть детей не имеют понятия о самоконтроле, восстановительных процессах организма, контроля нагрузок во время спортивных занятий. Необходимо принимать меры по оздоровлению подрастающего поколения, научить его бережно относиться к своему здоровью.

В последнее время появилось множество исследований, доказывающих, что обычные уроки физической культуры мало содействуют физическому развитию ребенка в школе, 45 минут занятий недостаточно для конкретного влияния на растущий организм, учитывая, что непосредственно на сами физические упражнения отводится всего 30 минут в лучшем случае. К тому же, не приходится говорить о каком либо дифференцированном подходе к обучающимся – существуют общепринятые нормативы, если ребенок от природы физически крепкий, то он легко учится на «5», а если нет, что чаще всего наблюдается в последнее время, то учителям физкультуры приходится снижать планку требований. Школьная программа подразумевает определенное количество часов в год по видам спорта, при этом в год они должны успеть пройти 5-6 видов спорта. Естественно, что никаких навыков ни по одному виду спорта не успевают наработать, получают поверхностное знание, но никак не умение. А физическое развитие, исходя из методических рекомендаций по любым видам спорта, достигается при организации тренировочных занятий не менее 3-х раз в неделю, продолжительностью не менее 1,5 часов.

Кроме этого, по новым стандартам введен дополнительный урок физической культуры в школах, но при этом разработчики не учли загруженность спортивных залов в образовательных учреждениях, так, в нашей школе 1974 года постройки, рассчитанной на 700 учащихся, на сегодняшнее время обучается 1200 учеников в две смены. В школе имеется один большой спортивный зал и малый зал, переоборудованный из актового зала – при стандартной организации уроков физической культуры места для занятий не хватает, к тому же в расписании появятся и по 8 уроков в день для старшеклассников, при том, что в некоторые дни придется ставить подряд по два урока физкультуры в одном классе, или уже на следующий день, что противоречит всем здоровьесберегающим рекомендациям.

В ДЮСШ города идет отбор наиболее перспективных детей, «середняки», а тем более слабые физически дети не имеют шансов попасть в выбранный ими вид спорта. ДЮСШ физически не способны принять всех желающих детей в спортивные секции, основная масса детей в школах вынуждены довольствоваться уроками физкультуры. Спортивные сооружения (стадионы, спортзалы) призванные обслуживать население в нашем микрорайоне отсутствуют, а крупные спорткомплексы являются в основном платными и расположены далеко.

Директор школы, Ермолаев С.А. является завкафедрой физвоспитания в ИРОиПК РС(Я), замдиректора по УР Тытыгынаев Г.Б. является внештатным лектором по физической культуре, ИНПО СВФУ им.М.К.Аммосова, часто привлекаются для чтения лекций, проведения мастер-классов на курсах повышения квалификации учителей физкультуры, тренеров ДЮСШ и инструкторов ДОУ. Учителя физической культуры являются спортсменами-разрядниками по видам спорта, из них 1 мастер спорта СССР по кикбоксингу, 1 МС РФ  по легкой атлетике, 1 КМС СССР по спортивному ориентированию, 2-е имеют 1-й спортивный разряд по спортивным играм (волейбол, футбол). Все учителя физической культуры за последние 3 года прошли курсовую подготовку на курсах повышения квалификации ИРОиПК РС(Я), также проводят мастер-классы, открытые занятия.

В школе имеются аппарат функциональной диагностики «Кардио-эксперт», позволяющий за 5 минут оценить физическое и психическое состояние ребенка. Также школой был приобретен командный комплекс «Polar. Team2», позволяющий контролировать одновременную тренировку до десяти обучающихся в спортзале. Все данные о состоянии занимающихся снимаются с кардиопередатчиков и передаются на ноутбук тренеру, который визуально видит все нагрузки, испытываемые каждым ребенком. Есть преподаватели, обученные владеть данными приборами. Ведущие спортсмены школы имеют индивидуальные мониторы сердечного ритма для контроля физического и функционального состояния.

Исходя из вышеизложенного, нами была разработана опытно-экспериментальная программа организационно-функциональной модели новой системы занятий физической культурой. Данная программа была утверждена на РЭП в 2014г., в настоящее время проходит апробацию. Теоретические аспекты программы базируются, в основном, на работах Л.И.Лубышевой, В.К. Бальсевича, Л.М. Куликова и др.

Новизна проекта в том, что общепринятая урочная система физической культуры остается только в начальной школе, за счет 3 часа физкультуры добавляются занятия по выбору в танцевальном кружке, борцовской секции, секции легкой атлетики. В среднем и старшем звене общепринятая урочная система более углубленная, за счет 3 часа  обучающиеся разбираются по спортивным секциям по желанию. Начиная с 5-го класса, все школьники записываются в школьные секции по направлениям: спортивное ориентирование и туризм, волейбол, баскетбол, мини-футбол, бокс и кикбоксинг, атлетическая гимнастика, легкая атлетика, вольная борьба, ОФП для группы здоровья. Занятия в секциях ведут школьные учителя физической культуры, каждый по своей специальности, также в некоторых секциях привлекаются тренера из ДЮСШ. Тренера и учителя ведут занятия, следят за посещаемостью и выставляют оценки в журнал.

Итоги промежуточного этапа РЭП видны уже сейчас. Так, на общегородских соревнованиях по ОФП "Эрэл" для начальной школы наши школьники второй год занимают 1 место. Также на престижной легкоатлетической эстафете 9 мая на призы газеты "Якутия" сборная школы тоже второй год поднимается на высшую ступень педьестала. В этом году на соревнованиях по ГТО среди старшеклассников команда школы также заняла 1 место среди школ города.

Всего же за счет новой организации уроков физической культуры охват обучающихся спортивными секциями повысился в два раза, с 38% до 79%. Увеличилось количество школьников-разрядников, а из секции кикбоксинга в этом году двое учащихся 9-го класса стали мастерами спорта РФ по кикбоксингу, став победителями Первенства России, еще трое выполнили нормативы кандидатов в мастера спорта. Но больше всего массовые юношеские спортивные разряды имеют школьники, занимающиеся в секции спортивного ориентирования и туризма.

Критерии и показатели эффективности ОЭР.

В соответствии с поставленными целями эффективность реализации проекта определяются исходя из двух групп критериев:

1. Результативность обеспечения здоровья участников образовательного процесса и их личностного развития (показатели: позитивные изменения в динамике эксперимента).

2. Общие средние показатели физической подготовленности обучающихся (позитивные или негативные изменения в динамике эксперимента).

3.  Результативность показателей спортивных достижений обучающихся.

4. Количество школьников, выполнивших массовые спортивные разряды по видам спорта.

5. Повышение квалификации педагогов школы в области здоровьесберегающих технологий

 

Прогнозирование положительных  результатов и возможных негативных последствий

Показатели

Критерии

Позитивные

 результаты

  • Для обучающихся появилась возможность выбора определенного вида спорта;
  • В учебно-тренировочных занятиях физической культурой нивелируется понятие «неспособный», т.к. каждый обучающийся выбирает наиболее подходящий вид спорта для него и развивается в нем, тогда как на стандартных уроках физкультуры учитывается универсальность обучающегося (по программе физической культуры в течение года проходят несколько видов спорта);
  • Учебно-тренировочные занятия физической культурой организуются на научной основе, позволяющей добиться оптимального развития физического и функционального состояния занимающихся;
  • Учителя дифференцированно подходят к каждому занимающемуся, развивая его сильные стороны и подтягивая слабые;
  • Учителя имеют больше возможностей стимулировать школьников (оценки не только за физическую подготовленность, но и за техническую, за достижения в соревнованиях);
  • Школьники при желании и способности, могут выполнить массовые спортивные разряды по нескольким видам спорта;
  • За время учебно-тренировочных занятий обучающиеся получают прочные навыки и умения по видам спорта, в отличие от стандартной программы физической культуры, где на вид спорта отводится всего несколько часов;
  • Учебно-тренировочные занятия проводятся в соответствии с методическими рекомендациями на основе многолетнего мирового опыта ведущих специалистов по видам спорта;
  • Ведется мониторинг физической подготовленности обучающихся, уровня сформированности культуры здоровья. 

    Всё вышеперечисленное создаст предпосылки для развития обучающихся, что приведёт к осуществлению выбора самостоятельной «траектории обучения», соответствующей личностно ориентированному обучению и направленной на формирование культуры здоровья.

Возможно

 негативные

последствия

Психологического характера, связанные с эмоциональным и физическим перенапряжением при неправильном выборе вида спорта.

Риск негативного воздействия при чрезмерном увлечении только спортивной составляющей учебно-тренировочных занятий (снижение успеваемости по другим предметам из-за нехватки времени, физического и эмоционального перенапряжения и т.п.).

В погоне за здоровьем не стоит забывать о традиционной коммуникативной деятельности человека, ее важности для познания окружающего мира, удовлетворения потребности в знаниях. Зачастую массовое внедрение в педагогическую практику новых технологий имеет наряду с положительными аспектами и отрицательные, которые надо своевременно выявлять.

 

[1]Федеральные Государственные Образовательные Стандарты//standart.edu.ru