Роль масс-медиа в формировании личности ребенка недооценить нельзя. На современного школьника обрушивается бесчисленное количество информации, в которой ему необходимо ориентироваться, проанализировав выделить главное и нужное, а также создавать собственный медиа-контент. Таким образом, становится актуальным обучение школьников основам работы с медиа или медиаобразованию.
Медиаобразование (от англ. media education от лат. media – средства) «Российская педагогическая энциклопедия» определяет как особое направление в педагогической науке, которое изучает закономерности средств массовой коммуникации [3]. Целью медиаобразования является подготовка молодого поколения к жизни в информационном обществе, к восприятию, пониманию различной информации, осознаванию последствий воздействия информации на психику человека, овладеванию способами коммуникации с помощью средств ИКТ.
Разработкой концепций отечественного медиаобразования занимались Л.С. Зазнобина, Г.К. Селевко, А.В. Федоров, А.В. Шариков, И.В. Челышева, С.Н. Пензин и многие другие.
На наш взгляд, подобные концепции может быть применимы и в методике преподавания физики. В системе обучения физике возможно решение медиаобразовательных задач. Приведем несколько примеров.
Предлагаем несколько практических моментов:
Включение в процесс урока сообщений из медиа-источников.
В данном случае учащимся предлагается найти сообщения, в которых находятся заведомо ложные, недостоверные сведения, содержатся ошибки научного характера. Например, в 9 классе по теме «Атомная энергетика». Из сообщений СМИ учащиеся найдут сведения о российской атомной отрасли, госкорпорации «Росатом», Чернобыльской катастрофе, аварии в японской провинции Фукусима. Анализируя данные информационные сообщения на уроке, дети совместно с учителем дети будут искать ошибки, неточности в журналистских текстах, сравнивать информации из других источников и учебной литературы. Форма подобных дискуссий, дебатов, обсуждений существенно разнообразят уроки физики.
Самостоятельное создание медиа-контента во внеурочное время.
Учащиеся самостоятельно посредством школьных СМИ или через социальные сети транслируют собственный медиа-контент. Это может быть сообщение на определенную тематику, может быть видеовопрос, предполагающий интерактивное взаимодействие. На сайте http://malgarov.ru в разделе «Проекты учащихся» представлены сообщения учащихся по своим индивидуальным учебным проектам.
В качестве примера использования средств медиаобразования можно предложить обсуждение заметки в одном из СМИ – «Электромагнитное поле вредно для здоровья».
Цель: определение достоверности информации в СМИ об электромагнитном поле.
Задачи:
- Выполнить поиск различных публикаций в СМИ, в которых можно подтвердить или опровергнуть данное сообщение (рекомендуется найти не менее 10 источников);
- Произвести анализ данных информационных источников и сравнить с содержанием учебников физики;
- На основе анализа источников и учебной литературы представить собственную версию.
Задача учителя состоит в том, чтобы дети в процессе поиска использовали различные источники: энциклопедии, книги, учебники, газеты и журналы, Интернет, а также в своевременной корректировке работ, обучении грамотному составлению поисковых запросов, подбору ключевых слов и т.д. В процессе анализа информационного контента на предмет научности, достоверности, наличия ошибок и неточностей формирует у детей умение критически подходить к оценке информации, определять жанровое разнообразие, находить скрытый политический или иной смысл. В качестве примеров вопросов по заметки про электромагнитное поле можно поставить следующее:
Определите жанр написания заметки?
Кому адресована данная заметка?
Перечислите доказательства безвредности электромагнитного поля
Перечислите негативное воздействие электромагнитного поля
Определите цель заметки
Представить собственную версию учащиеся могут в виде научной статьи, рекламы, рассказа. Обязательно должна присутствовать аргументация точки зрения, конкретные факты. Также не стоит забывать про ссылки на источники информации.
Таким образом, медиаобразование играет ведущую роль в выработке критического отношения учащихся к информационным продуктам, получаемой из СМИ, что подчеркивает осознание важности защиты их сознания от информационного манипулирования.