Полный текст статьи
Печать

С 2011 года российское профессиональное образование развивается в соответствии с образовательными стандартами нового типа, задающими требования не к содержанию, а к результатам освоения образовательных программ. Для достижения этих целей в образовательных учреждениях организуется учебный процесс, который способствует   раскрытии возможности самому обучающемуся самостоятельно добывать знания из различных источников, следуя содержанию образовательных программ, в разном объеме и темпе через учебные модули с учетом индивидуальных интересов и возможностей. В этой связи нами проводилась экспериментальная проверка эффективности использования технологии модульного обучения проведено в Якутском индустриально-педагогическом колледже. В эксперименте приняли участие 38 человек (студенты очного обучения и преподаватели). Для определения соответствия используемой в учебном процессе колледжа технологии модульного обучения и правильного понимания преподавателями особенностей, сущности, принципов данной технологии нами были составлены опросники и использованы в ходе констатирующего эксперимента. Ранжируя полученный результат, мы пришли к выводу, что 70% из общего числа преподавателей колледжа информацию о технологии модульного обучения получили из выступлений на совете колледжа и при работе с методистами, следовательно, преподаватели активно изучают и обсуждают данную технологию, и 55 % преподавателей используют в своей работе. Также  из опросника видно, что преподаватели испытывают затруднения при составлении программ, а именно  при внедрении элементов модульной технологии в учебный процесс. Причем респонденты отметили о том, что это требует затрат большого количества времени, излишняя нагрузка на преподавателя. Но при этом 50% применяющих модульную технологию преподавателей считают, что эта технология эффективна, повышается мотивация обучения в получении профессии (45%), повышается уровень умений и навыков (35%), становится реальной индивидуализация учебной работы (20%).

В анкетировании студентов Якутского индустриально-педагогического колледжа участвовали студенты 1 курсов отделения «Мастер производственного обучения». Анализируя полученные результаты, следует отметить, что студентам нравится учиться по модульной технологии, т.к. модульное обучение вызывает у них желание самостоятельно учиться, искать нужную информацию, а также легче воспринимать учебный материал.

Таким образом, резюмируя состояние констатирующего эксперимента, можно сделать вывод о том, что внедрение технологии модульного обучения требует определённой организационной перестройки учебного процесса. Оно касается, прежде всего, разработки соответствующего методического обеспечения, которое раскрывает в своем содержании совокупность всех элементов проектирования производственного обучения: целей, принципов, содержания, методов, средств и организационных форм.

Целью экспериментальной проверки нашей гипотезы нами выбрана дисциплина «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей». В эксперименте участвовала группа ТМ-33. В группе студентов – 30 юношей. Возраст -18-20. Группа разделена на две подгруппы. Первая подгруппа – контрольная, вторая – экспериментальная. Дисциплина «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей» изучается во 2 семестре. Длительность занятий 45 минут.  В ходе исследования проведены 14 занятий по двум модулям.

В ходе работы были проведены занятия по модулям «Колесо», «Кузов», «Рулевое управление», «Тормозные системы».

В данной работе рассмотрели и разработали модули «Кузов» и «Рулевое управление», в частности, определены дидактические цели данных уроков, учебные элементы и методика рейтингового оценивания. Использована следующая последовательность по составлению модульной программы:

- определены комплексная цель обучения, комплексная дидактическая цель обучения, интегрирующая дидактическая цель, частная дидактическая цель;

- Распределение содержаний уроков с учетом принципов модульного обучения: входной контроль (УЭ-0), теоретический материал (УЭ-1), отработка содержания обучения (практикумы, лабораторные работы и т.п.), итоговый контроль:

- Разработаны технологические карты для студентов, дидактические материалы.

На уроках по модулю «Кузов» студентам розданы памятки для работы по модулю и технологические карты. С целью выявления уровня знаний проведен входной контроль – устный опрос.

На уроках применялись:

−                  как формы процесса обучения: лекционный материал, представленный в виде презентации, методические указания к лабораторной работе, контрольные вопросы, тестовое задание на знание пройденных материалов;

−                  как виды контроля: проверка конспектов студентов, проверка работы, проверка ответов на контрольные вопросы, взаимопроверка.

Для оценивания работы учащихся применялась рейтинговая форма контроля, которая позволяет учащимся видеть результаты своей деятельности. Составлен лист учёта контроля, который раздавался каждому студенту перед началом урока. На этом листе студент сам выставляет себе оценку по количеству набранных им баллов.

Сравнение полученных данных контрольной и экспериментальной группы показало, что уровень развития мотивации обучения в конце формирующего эксперимента в экспериментальной группе заметно повысился.

На заключительном этапе экспериментального исследования проверки эффективности технологии модульного обучения мы провели анкетирование студентов для выяснения уровня развития мотивации учения.

Степень развития мотивации учения определяется уровнями её развития. Первый уровень (низкий) характеризуется малочисленностью положительных мотивов. Ученики первого уровня пассивны, безынициативны, соответственно и отношение их к учению в большинстве случаев равнодушное. Высокий, четвёртый уровень мотивации, наоборот, характеризуется высоким развитием положительных мотивов. Между первым и четвёртым уровнями выделены два средних уровня: второй и третий. Количественная оценка уровней развития мотивации производилась на основе шкалирования.

Таким образом, изучение теоретических источников по применению технологии модульного обучения позволило нам определиться со способами по составлению модульной программы. Результаты формирующего эксперимента показали рост уровней усвоения знаний и мотивации учения у студентов экспериментальной группы. Статистическая обработка данных эксперимента подтвердила, что модульная технология обучения способствует формированию общеучебных знаний и умений и на их основе предметных знаний и умений, на более высоком уровне, чем при традиционном способе обучения. Применение модульной технологии, на наш взгляд, результативнее, так как способствует развитию специальных предметных навыков, ведет к изменению функций преподавателя: он становится консультантом, собеседником учеников.