Полный текст статьи
Печать

Переход к компетентностной модели образования требует от выпускников практико-ориентированной подготовки, отвечающей современным требованиям. Компетентностная модель предполагает подготовку специалистов умеющих творчески мыслить, способных самостоятельно принимать решения и умеющих решать задачи любого уровня сложности. Таким образом, данная модель способствует развитию практических навыков, индивидуальности и самостоятельности [1].

Для того чтобы развить упомянутые способности, наши занятия по дисциплине «информатика» были организованы при помощи формы обучения «Перевернутый класс». Особенностью «Перевернутого класса» является изучение нового материала студентами самостоятельно "дома", а в аудитории "лекция" проходит в виде беседы где обсуждается ранее изученная самостоятельно тема и корректируются некоторые "не верно истолкованные" положения. Практические задания проводятся в виде консультаций по созданию программного продукта [2].

Информационные технологии традиционно в образовании рассматриваются как инструмент для организации обучения или как объект для изучения, нами же предложено использовать информационные технологии в качестве средства обучения, то есть студенты в начале курса изучают определенную информационную (презентационную) технологию а затем на её основе сами разрабатывают учебный материал. Согласно выдвинутой гипотезе, мы предполагаем, что такая структура курса обучения должна способствовать развитию практических навыков, индивидуальности и самостоятельности.

Особенностью нынешних студентов является многозадачное пользование различного рода веб – технологиями, они могут одновременно разговаривать с людьми на разных социальных сетях, читать несколько статей с разными темами в синхронном режиме, пользуются веб технологиями намного чаще старшего поколения. Данное предположение подтверждается анкетированием, результаты которого представлены на рисунке 1. 

 Рис. 1. Результаты анкетирования студентов. 

Основываясь на рассмотренных положениях нами в качестве технологии обучения выбрано веб-портфолио. «Веб-портфолио представляет собой веб сайт, на котором отражаются образовательные результаты – результаты выполнения лабораторных работ, проектных заданий, совместной деятельности» [3].

Ведение веб-портфолио в процессе обучения в ВУЗе дает возможность студентам научиться перерабатывать в кратчайшие сроки любую информацию, развивать свои практические навыки, самостоятельность и индивидуальность.

Чтобы опробовать данное средство обучения по дисциплине «информатика», нами были взяты две учебные группы. Одной из них была группа ТПО-15, в которой занятия проводились по традиционному методу. Второй же группой являлось ЭУ-15, где мы собственно провели занятия с помощью веб – портфолио.

При использовании веб-портфолио в изучении дисциплины «Информатика», в которой мы использовали сервис построения сайтов Google, студенты самостоятельно изучали данную преподавателем тему. По результатам этого изучения каждый студент готовил презентационные материалы как итог своего труда, и выкладывал наработки (презентации, конспекты, дополнительные материалы и т.д.), посредством Google документов, в своем веб-портфолио. Роль преподавателя в использовании данного средства в образовательном процессе заключалось в определении целей и задач изучаемого материала, в установлении границ исследуемой темы. А также в структурировании полученных студентами знаний, закреплении изученного материала и проверке знаний с помощью разнообразных форм и методов проверки образовательных результатов [4].

Проведенные нами исследования показали, что применение веб - портфолио в образовательном процессе положительно влияет на качество обучения (Диаграмма 1). Таким образом, можно сделать вывод что веб-портфолио является готовым средством для апробации в учреждениях высшего профессионального образования.

                                                               

 Диаграмма 1. Результаты тестирования знаний студентов (перед началом занятий и после проведенных занятий) 

При оптимальном применении веб – портфолио в учебном процессе позволит не только увеличить качество обучения, но и выделит время для более широкого исследования материала с учетом индивидуальных особенностей студентов.